Студенческие Семьи Опыт Других Регионов

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре­бёнка родят, повесят на шею ро­дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума­ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака (27, 40). Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

Статистика показывает, что только четверть студентов настроены на то, чтобы завести семью после окончания вуза. Остальные либо уже состоят в браке, либо активно ищут свою вторую половинку. В вузах России обучается чуть меньше трёх миллионов человек, при этом женщин чуть больше, чем мужчин (55%). Все они находятся в том возрасте, когда противоположный пол интересует более всего — так запрограммировано природой. Сегодня больше половины девушек обзаводятся семьями в возрасте до 20 лет, то есть, ещё на первых курсах вузов. Ещё треть — до 25 лет. Основной причиной ранних браков является боязнь остаться одной. И соотношение студентов и студенток эти опасения подтверждают. В некоторых вузах число учащихся женщин значительно превышает число учащихся мужчин. Но даже там, где пропорция обратная, женщины ведут себя очень активно, пытаясь создать семью намного раньше сверстниц.
Это, кстати, достаточно выгодно. Во многих вузах студенческим семьям выделяют комнаты в общежитиях, повышают стипендию, создают условия для воспитания детей.
Муж и жена — студенты вуза, да ещё и однокурсники — наиболее благоприятный вариант студенческой семьи. Они объединены одними и теми же условиями, проблемами и радостями, имеют одинаковые перспективы. Всё это объединяет и приводит к лучшему взаимопониманию.

Опыт работы ОО «Центра студенческой семьи «Нажежда» в г

Проблема. Многие молодые люди не думают о том, что нужно готовиться к семейной жизни, сознательно подходить к добрачным отношениям. Они встречаются, общаются, заключают отношения брачными узами, не задумываясь об ответственности семейной жизни. Поэтому такие браки могут иметь весьма печальные последствия, долго не проживая совместную жизнь разводятся. Но те, кто смогли избежать этой печальной участи, происходит снижение их общего социального потенциала. Сегодня суммарного коэффициента рождаемости в семье недостаточно даже для простого воспроизводства населения. Не справляется семья и с такой важнейшей своей социальной функцией, как воспитание и социализация детей.

К этому следует добавить, что на каждом временном этапе в брак вступают все новые когорты юношей и девушек, отличающихся от своих предшественников по социально-профессиональному статусу, уровню социальной зрелости, поведенческим нормам и установкам, придающим брачно-семейным отношениям дополнительную сложность [4, с.36].

В-третьих, почти во всех странах мира брак считается регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной. Вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. У нас это делается согласно ст. 40 Кодекса о семье и браке РФ.

Актуальность. Вступающие в брак молодые люди, сочетающие семейный образ жизни с учебой в высшем учебном заведении, считаются студенческой семьей. Как считает М.М. Прокопьева [2, 3], для педагогов высшего профессионального образования, кроме передачи специальных профессиональных знаний и умений, актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становится подготовка молодежи к браку и семейной жизни, предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, которая связана с изменениями условий жизни населения. Произошло расслоение общества по уровню и образу жизни, наблюдается ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис среди молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи и т. д., что в целом ослабляет жизненные ресурсы как отдельной личности, так и семьи.

На наш взгляд, проблемами студенческой семьи являются следующие моменты и факторы [1, с.12]: во-первых, неподготовленность молодежи к браку. Подготовка к семейной жизни должна начинаться в семье, в школах и в других образовательных учреждениях и должна включать в себя общесоциальный, этический, психологический, правовой, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический и хозяйственно-экономический аспекты.

Помимо этого, деятельность Центра направлена на студентов, планирующих создание семьи и студентов, оформивших брак. Проводится оказание материальной помощи и социальной поддержки, юридические, психологические и медицинские консультации , которые оказывают специалисты Центра социально-правовой помощи населения УлГУ, практикующие врачи Медицинского факультета УлГУ, сотрудники Учебно-исследовательской лаборатории «Психолог». Проводятся разнообразные психологические тренинги, направленные на сохранение и поддержку в семье здоровой атмосферы. Ведется выпуск информационных брошюр по вопросам программы «Доступное жилье для молодых семей», пособий на детей, проводятся встречи со специалистами Управления ЗАГС мэрии города Ульяновска, министерства образования Ульяновской области, администрации города. Все консультации центр оказывает бесплатно.

Для оформления услуги необходимо заполнить заявление, предъявить паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о регистрации по месту жительства детей до 14 лет (форма №8), а также сведения о неполучении аналогичных выплат в другом субъекте Российской Федерации (в случае, если ребенок зарегистрирован не в Санкт-Петербурге ).

Центр поддержки молодой студенческой семьи УлГУ использует социальные, материальные технологии и механизмы решений проблем студенческой семьи. Оказывается единовременная материальная помощь при заключении брака и рождении ребенка, материальная помощь семьям с детьми ко «Дню матери», ко «Дню защиты детей», а также матерям-одиночкам, первоочередное назначение социальной стипендии молодым семьям. Кроме того, студенты внебюджетной формы обучения пользуются программой Правительства Ульяновской области о выделении денежного пособия на оплату обучения (Постановление Правительства Ульяновской области от 01.01.01 г. N 150-П). Учитывается семейное положения при переводе студентов с внебюджетной формы обучения на бюджетную основу. Студентам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет предоставляется возможность учиться по индивидуальному графику (Соглашение между администрацией и коллективом обучающихся ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»).

2. Соглашение между администрацией и коллективом обучающихся Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет (на период гг.).- Ульяновск, 2009г. // Первичная профсоюзная организация студентов УлГУ.-2009г.

Для студенческих семей предусмотрена специальная услуга «Предоставление ежемесячной социальной выплаты студенческой семье». Чтобы оформить эту услугу, оба родителя должны являться гражданами РФ, иметь постоянную регистрацию в Санкт-Петербурге , и обучаться по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего профессионального образования. При этом возраст хотя бы одного из родителей не должен превышать 30 лет.

Социальные проблемы студенческой семьи

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. По данным исследователей 70% опрошенных первокурсников считают возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

С.В. Ковалев выделил совместимость супругов как одно из основных условий благополучия брака, понимая под данным понятием «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности». В большинстве студенческих семей, по данным специалистов, конфликты бывают редко и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной особенностью студенческой семьи является разное содержание и причина конфликтов. Они могут быть связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым разнообразным кругом проблем, возникающие перед супругами в период их адаптации. Если в зрелой семье область ссор ограничена и причины конфликтов достаточно однообразны, то в молодой семье причиной может стать буквально все.

В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные отношения с будущим супругом до брака примерно 80%, а 55% и 20% женщин отметили, что имели опыт сексуальных отношений до знакомства с будущим супругом. Констатируя факт широкого распространения добрачной половой жизни студентов, следует все же отличать интимную связь влюбленной пары от половой распущенности некоторых молодых людей. Если оценивать причины добрачного сексуального общения, то следует заметить, что почти 60% студентов допускают возможность вступления в сексуальные связи только с любимым человеком. И только около 12% опрошенных не видят никаких препятствий для полной свободы добрачных отношений. Большинство опрошенных студентов считают добрачную близость допустимой и нравственно оправданной, если ей сопутствует любовь и планы будущего заключения брака. Почти половину опрошенных семейных пар составили такие, где супруги были знакомы до брака от года до трех лет. При этом знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга.

Семейные студенты кто это

Ипотечное кредитование молодой студенческой семье тоже далеко не всегда по карману. О какой ипотеке можно говорить, если удача найти работу сразу по окончанию – счастливый лотерейный билет, который удается вытянуть далеко не каждому? А значит, шансы снять жилье тоже практически нулевые. Многим приходится в поисках работы возвращаться в родные края. А переезжать с места на место в поисках лучшей жизни одиночке, согласитесь, гораздо легче. Желание же остаться любой ценой в мегаполисе зачастую приводит к тому, что многие студенческие семьи сознательно стараются как можно дальше оттянуть момент рождения первенца.

Составной частью молодежной группы является студенческая молодежь. Студенчество — это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. .Для выполнения данной деятельности по реализации будущих профессиональных ролей студентам необходим более успешный жизненный старт. Наличие проблем материальных, жилищных, социальных, психологических серьезно влияет на получение образования и реализацию своего личностного потенциала. Проблемы студентов ССУЗов в основном схожи с проблемами молодёжи в целом. Учитывая курс, который государство взяло на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. К студенчеству относится очень большая группа населения. Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей. В данное время проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.

Это интересно:  Воронеж Губернаторские Выплаты При Рождении Второго Ребенка В 2022 Году Где Получать

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Важным государственным делом становится внесение изменений и дополнений в имеющиеся федеральные законы, которые бы позволяли законодательно защитить молодежь, помочь ей найти свое достойное место в изменяющемся обществе. В целом жизненные ориентации данного поколения еще не устоялись. В зависимости от развития ситуации в России его менталитет может трансформироваться в различных направлениях.

Педагогическая готовность содержит педагогическую знания, хозяйственно — экономические умения и навыки, сексуальную этику. Педагогическая грамотность предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами. Хозяйственно — экономические умения и навыки включают умение планировать, распределять и вести семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье комфорт и уют.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно — психологичес кого и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важ ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел лектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в мень шей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной уче бы и участия в общественной работе.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше — из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Безусловно, именно семья способна спасти Россию. Невозможно переоценить влияние семьи на развитие и становление человеческой личности. Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются и формируются в семье. Российская молодежь как наиболее мобильная часть общества стремится в полной мере реализовать свой потенциал, полнее интегрироваться в новые экономические и социальные реалии. Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в преобразовании нашего общества.

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них — наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт. Так, в Витебском ветеринарном институте есть специальное общежитие для семейных студентов, в Гомельском государственном университете всем семьям студентов предоставляют комнаты в общежитиях.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжёлой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им справиться со своими внутренними противоречиями, возникающими на почве неравномерного распределения семейных обязанностей, при условии их социального равенства. С.В. Ковалев выделяет совме­стимость супругов как одно из основных условий стабиль­ности брака, понимая под этим понятием «способность чле­нов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности» 3 .По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты 1 . Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень “социального оптимизма” супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Помощь студенческим семьям

Меры социальной поддержки и льготы для студентов установлены частью 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а Порядок их обеспечения Постановлениями Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами:

По российскому законодательству несовершеннолетний человек может быть родителем малыша. Однако, только с шестнадцати лет он или она могут самостоятельно осуществлять уход за младенцем. Таким образом, деньги от государства данной супружеской паре будут доступны, когда оба родителя поступят в ВУЗ, и будут признаны официальными опекунами над своим ребенком.

Поэтому, 5 декабря 2009 года при Профкоме студентов Ульяновского государственного университета был открыт «Центр поддержки молодой студенческой семьи УлГУ» (далее – Центр). Работа данного центра направлена на информирование студенческой молодежи по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, пропаганду социальной ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей и традиций, повышение престижа и формирование положительного образа благополучной семьи, формирование духовно-нравственного ориентира на вступление в брак и его регистрацию, помощь молодым родителям в воспитании детей.

Важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия является социальная поддержка семей, в особенности молодых студенческих, испытывающих трудности в реализации основных своих функций. Основным выходом является разработка и реализация проекта, направленного на различного рода поддержку данной категории молодых семей.

Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых в свою очередь разделена на два параграфа, заключения и списка литературы. В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

Студенческие Семьи Опыт Других Регионов

По российскому законодательству несовершеннолетний человек может быть родителем малыша. Однако, только с шестнадцати лет он или она могут самостоятельно осуществлять уход за младенцем. Таким образом, деньги от государства данной супружеской паре будут доступны, когда оба родителя поступят в ВУЗ, и будут признаны официальными опекунами над своим ребенком.

Аналогичная норма действует и в Псковской области. В большинстве же регионов такая форма льгот для студентов работает с 1 сентября по 15 июня. Оформление льготного проезда производится на основании студенческого билета очной формы обучения в день осуществления поездки.

В случае, когда студент получил государственную социальную помощь и ему была назначена социальная стипендия, то основанием начала выплат будет распорядительный акт руководителя образовательной организации, со дня предоставления документа, подтверждающего получение соцпомощи. Стипендия назначается на один год со дня получения государственной социальной помощи.

    • обучающиеся по программам высшего образования;
    • в образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти;
    • обучающимся по специальностям или приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

Ежемесячная субсидия студенческим союзам переводится с момента зачисления в учебное заведение, но для этого родители должны подать документы не позднее, чем через два месяца после зачисления в ВУЗ. Данная форма государственной поддержки действительно представляет собой помощь молодым семьям. При учете ее минимального размера не является достаточной для ячейки общества, где оба родителя не работают.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим, семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

Молодые живут, сохраняя привычки той поры, когда»еще были женихом и невестой: им не сидится дома, они тянутся к друзьям, проводят время на танцах, в кино. Проходят дни, месяцы, и постепенно снижается острота ощущений от радо-сти близости. Реже бурные всплески чувств, чаще появля­ется потребность побыть одному, что-то обдумать, отдох­нуть — верный признак того, что праздники любви конча­ются, начинаются ее будни. Самое тяжкое испытание, что ждет юных супругов, — будни с их жизненной неустроен­ностью, неумением вести хозяйство при недостатке мате­риальных средств. Начинается спуск с поэтических вершин в долины прозы. «Живя тесно вместе, люди слишком близ­ко подходят друг к другу, видят друг друга слишком под­робно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепе­стку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность»,-говорил А.И. Герцен.

Андрей и Лена. В молодой семье Андрей сразу почувствовал себя главой, ему нравилось быть хозяином. Лена не очень сопротивлялась, хотя, конечно, идеальной она считала семью, где все решается и делается совместно. Но, любя Андрея, веря в него, она считает — все, что он делает, — правильно, ее роль в семье — вторична. Андрей мечтал о сыне, поэтому, когда Лена почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь, и сказала об этом Андрею, он обрадовался и сказал, что они немедленно распишутся. Сразу после свадьбы, он снял комнату в коммунальной квартире, так как к «женатикам» в их вузе относились весьма прохладно. По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Андрей подолгу пропадает в институте — все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена — мечтают еще об одном ребенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее получить отдельную квартиру.

Из вышесказанного следует, что актуальность темы: «Социально-экономические и психологические проблемы студенческой семьи» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой. Ну и само то, что автор реферативной работы является студенткой и проявляет личный интерес к данной теме.

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае — студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

В современной России студенческие семьи переживают кризис, это связано с изменением духовно-нравственных ориентиров молодежи и со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим студенческой семье предстоит столкнуться с рядом проблем социально-экономического характера.

В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.

Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего — первичной социализации.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

В молодых семьях также существуют социально-психологические сложности с умением распределять бюджет, который формируется с путем проб и ошибок, или «как делает моя мама». Молодые люди, стремясь опираться на родительский опыт, не достаточно осознают, что способ ведения семейного бюджета, принятый в их семьях, не оптимален. Психологической проблемой также является неумение отказаться от привычного, ценного только для одного из партнеров, для того чтобы удовлетворить общие потребности. Также причиной конфликтов и ссор становится неумение договариваться, незнание этики ведения семейных конфликтов, а также толерантности в отношениях.

Воспроизвести социально активного и творчески мыслящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как некоему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования неоспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в начале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно ответить следующим образом: успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

Каждый вид жилья имеет свои преимущества. Если вы не знаете, что лучше выбрать, оставьте нам заявку и наш менеджер, задав вам несколько уточняющих вопросов, согласно индивидуальным особенностям, потребностям и вашим пожеланиям, подберет Вам самый оптимальный вариант и аргументированно обоснует свой совет.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно – бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально – статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

XIX век — это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением.

Экспериментальный опыт работы школ по данному проекту показывает, что методика “практического обучения“ в социуме, основанная на личной заинтересованности учащихся, обеспечивает достижение успешных результатов в воспитании и обучении молодежи, а также позволяет социально защитить подростков и молодежь, оказавшихся на перепутье, о чем свидетельствуют высказывания многих учителей, родителей и самих учащихся.

Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, “как это делается?“. Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на “рабочих полях“.

Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

Как живет современный студент? Да, государственная академическая стипендия в ВУЗе имеется, но она всего лишь 200 рублей, социальная — 300 рублей, в среднем специальном учебном заведении соответственно: академическая — 70-80 рублей и социальная — около 100 рублей. Заметим, что проездной билет на городской транспорт в большинстве регионов — около 300 рублей. Как выжить в этой ситуации студенту?

Одна из главных — где жить? Хорошо, если есть возможность проживания совместно с родителями одного из супругов, или даже в отдельной квартире, но ведь такое бывает нечасто. Сейчас, в какой-то мере жилищную проблему семейных студентов позволяют решать студенческие общежития. Однако многие из них мало приспособлены для жизни семейных людей. В комнатках очень тесно, нет условий для подготовки к занятиям.

Приблизительно так же живут и многие другие студенческие семьи. Однако, несмотря на все трудности, число студенческих семей остается очень значительным. И будем надеяться, что оно уже никогда не будет уменьшаться. Для тех, кто забыл, напомню, что в России официальный возраст, с достижением которого можно вступать в брак — 18 лет. Но при наличии уважительных причин допускается вступление в брак в 16 лет и даже раньше.

От себя добавлю, что сейчас, когда студенчество — это потенциал нашей страны, когда от знаний студентов зависит прогресс нашего общества, будем надеяться, что наше государство не забудет о них и создаст все нужные условия для нормальной учебы и достойной семейной жизни. Тем самым, сократит экономические и бытовые проблемы, стоящие перед современной студенческой семьей.

Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака.

Студенческая семья — проблемы и перспективы

Потребность в детях многогранна: это и желание быть покровителем, учителем, стремление воспроизвести себя в ребенке, обеспечить психологическую гарантию от одиночества в старости и т. д. Дети в известной мере удовлетворяют самую фундаментальную, базовую потребность человека — потребность в самовыражении, в желании оставить свой след на земле. Л. Толстой писал, что «бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется несомненно в потомстве». Сам он стал бессмертным не в детях, а в своих книгах, но кто не знает, что титанический труд этого великого человека был связан с семьей, с детьми.

Одним из насущных вопросов сегодня является вопрос о жилищных условиях. Студенты из других городов или районов обычно снимают жилье, если ВУЗ не имеет своего общежития. Что касается молодых семей, то эта проблема для них стоит также остро, особенно если уже имеется ребенок.

В последнее время правительством рассматриваются вопросы льготного ипотечного кредитования молодых семей на срок до 30 лет. Это явилось бы хорошим выходом из положения при условии реальных возможностей оплаты кредита. Практика зарубежного опыта является определенным показателем дл широкого внедрения данного эксперимента.

О том, что внутрисемейные отношения не всегда гармоничны, свидетельствуют супружеские конфликты. Чаще всего семейные конфликты возникают из-за мелочей, пустяков, из-за непонимания между супругами, которое можно классифицировать как психологическую несовместимость, из-за недостойного поведения одного из супругов (чаще всего это пьянство или супружеская неверность), из-за разных взглядов на воспитание детей, из-за тяжелого, неуравновешенного характера мужа или жены.

Возможно, что потребность в детях биологически запрограммирована в человеке, как утверждают некоторые специалисты, но вряд ли сводится только к ней. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на разных этапах развития общества, в разных социальных группах число детей неодинаково.

Социальная поддержка студенческой семьи

В Ульяновской области существует большое количество мероприятий, привлекающих молодые студенческие семьи. Семьи, при этом, нуждаются не только в организации досуга, но и в решении следующих проблем: материальная поддержка; выделение мест для детей в детских садах; особая поддержка матерей-одиночек; информационная поддержка по назначению детских пособий и льгот, предоставляемых молодым семьям; дополнительное консультирование будущих мам.

2. Соглашение между администрацией и коллективом обучающихся Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет (на период гг.).- Ульяновск, 2009г. // Первичная профсоюзная организация студентов УлГУ.-2009г.

Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняющих реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы. Целью исследования являлось определение специфики студенческой семьи как объекта социальной работы.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на одно из первых мест выдвигается студенческая семья. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к студенческой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

3. Ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами, до окончания обучения

Понятно, что для становления студента как специалис-та нужны соответствующие предпосылки, основными инди-каторами которых могут быть профессиональная нап-равленность и соответствующая довузовская подготов-ка молодежи. Обычно под профессиональной направ-ленностью подразумевают положительное отношение, ин-терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня-тие направленности также включают потребности, эмо-ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж-дения. Если довузовская подготовка отвечает требова-ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа-лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо-собностей, навыков, отвечающих требованиям избран-ной профессии. Успех освоения профессии будет зави-сеть от того, насколько у студента разовьется потреб-ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра-чены для общества как квалифицированные специалис-ты. В процессе учебы под влиянием различных фак-торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна-чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб-ного заведения, качество преподавания, материально-тех-ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Анализ жизненных целей супругов из семей неопределенного типа выявил, что потребительские цели являются ведущими и у мужчин и у женщин. Внесемейные цели преобладают у жен. Мужья больше, чем их |жены, нацелены на семью, на то, чтобы быть хоро-шими людьми. Женщины больше направлены на про-фессиональные успехи и материальное благополучие. Цели мужей разнообразнее. Цели женщин часто противоречивы, что, на наш взгляд, свидетельствует о неустоявшейся, несформированной системе их жизненных ори-ентиров. Видимо, и тот факт, что они не смогли однозначно определиться в принципах организации семейной жизни, говорит об их неустойчивости, недостаточной подготовленности к семейной жизни.

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре-подавателям учебных заведений. Многие из опрошен-ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото-рых преподавателем, их профессиональное несоответст-вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре-вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об-разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон-ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше-ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та-ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по-высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра-зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас-пределении на работу в зависимости от качества по-лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех-никой, хорошими учебниками и научной литературой.

По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Ан-дрей подолгу пропадает в институте — все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена — мечтают еще об одном ре-бенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее полу-чить отдельную квартиру.

При опросе в 1983—1984 гг. минских старшеклассников более 90 % из них назвали в качестве предпочита-емого образца будущих семейных отношений отношения демократические. Оптимальным считают демократичес-кий тип семейных отношений 95,3 % замужних студен-ток и 84,4 % женатых студентов, однако в браках та-кого типа проживают 81,5 % пар. Оговоримся, что при отнесении семьи к тому или иному типу учитывалось мнение обоих супругов. Только одинаковое мнение мужа и жены давало возможность определить семью как де-мократическую, авторитарную, анархическую. Подчерк-нем, что названия условные и, возможно, не самые удач-ные. В тех случаях, когда мнения жены и мужа отно-сительно типа организации семейной жизни расходились, семья относилась к неопределившемуся, или неопределенному, типу.

Помощь студенческим семьям

Назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев с месяца его рождения. При обращении за пособием по истечении указанного срока оно назначается и выплачивается за все прошедшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление. На детей одиноких матерей (одиноких отцов) размер пособия составляет 1500 руб. , а на детей в остальных семьях — 750 руб.

Центр поддержки молодой студенческой семьи УлГУ использует социальные, материальные технологии и механизмы решений проблем студенческой семьи. Оказывается единовременная материальная помощь при заключении брака и рождении ребенка, материальная помощь семьям с детьми ко «Дню матери», ко «Дню защиты детей», а также матерям-одиночкам, первоочередное назначение социальной стипендии молодым семьям. Кроме того, студенты внебюджетной формы обучения пользуются программой Правительства Ульяновской области о выделении денежного пособия на оплату обучения (Постановление Правительства Ульяновской области от 01.01.01 г. N 150-П). Учитывается семейное положения при переводе студентов с внебюджетной формы обучения на бюджетную основу. Студентам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет предоставляется возможность учиться по индивидуальному графику (Соглашение между администрацией и коллективом обучающихся ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»).

В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления .

В первом параграфе дано определение понятию студенческая семья. Исходя из полученного определения, в следующем параграфе были раскрыты основные особенности положения студенческой семьи в современном обществе. Во второй главе были описаны главные способы и направления социально-педагогической поддержки студенческой семьи в России.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на одно из первых мест выдвигается студенческая семья. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к студенческой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Работающие студенты обладают правом три раза в год уходить в отпуск для сдачи сессии и подготовки к ней. Отпуск предоставляется по требованию ВУЗа, который присылает справку-вызов по месту работы. Также студенту на последнем курсе предоставляется отпуск для написания дипломной работы.

В возрасте от 21 до 24 лет большинство молодых людей испытывают «шок от реальности», который связан с тем, что их идеальные представления о будущей профессиональной деятельности вступают в противоречия с реальной положением на рабочем месте. Также на этот возраст приходится период начала карьеры, который характеризуются вступлением в организацию, нахождением своего места в ней. Кроме того, низкая зарплата молодого специалиста, особенно в бюджетной сфере, приводит к неудовлетворенности, толкают молодых специалистов на вторую работу, и даже поиски работы в другом городе, за рубежом, что, безусловно, препятствует укреплению молодой семьи.

Наташа и Сергей познакомились во время учебы, встречались больше года. Общались в институте, вместе проводили свободное время. Поняли, что вдвоем им будет хорошо. Решили создать семью. Институт предоставил общежитие. Правда, не сразу, а когда Наташа ожидала ребенка. Сынишка родился уже в своей комнате студенческого общежития. Частенько присматривать за внуком приезжает бабушка, Наташина мама, благо, живет недалеко от города. Бюджет семьи — небольшой, на питание хватает только-только, стипендия обоих плюс Сергей иногда подрабатывает. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают кое-что из одежды, иногда «подкинут» немного денег, а то вот телевизор подарили. Материально, конечно, трудно, экономить приходится на всем, но Наташа с Сергеем считают, что трудности у них временные. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Через год заканчивают институт и начнут зарабатывать.

Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.

Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время. Если она оказывается в разумных пределах, то, естественно, способствует становлению молодых семе, в противном же случае такая помощь может отрицательно влиять на молодых супругов, вырабатывая у них ложные установки на «легкость», может способствовать развитию к них иждивенчества, инфантилизма, паразитических наклонностей.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.