Снипы 2022 Официальный

Актуальный План содержит предложения по разработке и актуализации 3 053 сметных норм (1536 – новых сметных норм; 1517 – актуализация сметных норм), 16 методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации и 7 методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм.

Минстрой России приказом № 943/пр от 15 декабря 2022 года утвердил План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год. Документ содержит предложения по разработке и актуализации свыше 3000 сметных норм, 16 методик нормативных затрат и 7 методик определения сметной стоимости.

Ознакомиться с Планом и скачать документ можно на официальном сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в подразделе «План утверждения сметных нормативов» раздела «Федеральный реестр сметных нормативов». Приказ об утверждении Плана утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год доступен на ФГИС ЦС по ссылке.

Своды правил (СП) — документы в области стандартизации, утверждённые федеральным органом исполнительной власти России или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются на добровольной основе.

Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов. В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил(СП).

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» произошли большие изменения в системе нормативных документов в строительстве. По существу, создается новая система. Основные изменения связаны с такими видами документов, как СНиП и СП. Вид СНиП относится к старой системе, вид СП относится и к старой и к новой системе, так как в установленном Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ перечне видов документов по стандартизации СП указаны, а СНиП нет. Вид документов СП существовал и до Закона N 184-ФЗ. За прошедший период многие СНиП были актуализированы, по мере актуализации утверждались в качестве новых Сводов правил, некоторые СНиП отменялись, некоторые не отменялись, разрабатывались новые СП. Процесс продолжается и по сей день. Вместе с тем существуют старые СНиП и СП (и отмененные, и неотмененные), которых актуализация не коснулась.

Новая ФСНБ-2022 – о федеральной сметно-нормативной базе и ГЭСН 2022

Участники профессиональных сообществ могут направлять разработчикам свои вопросы, комментарии и предложения в специальной форме Проекта ФСНБ-2022 на сайте ФГИС ЦС по адресу: fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/fsnb/. Там же открыт раздел с обзором ключевых изменений и ответами на значимые вопросы. Все поступающие предложения и замечания при необходимости учитываются в очередных дополнениях и изменениях.

Новая ФСНБ-2022 обеспечивает применение ресурсно-индексной модели расчета стоимости строительства в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли № 11789п-П16 от 10.12.2022, утвержденного заместителем председателя Правительства России Хуснуллиным М.Ш.

Основой ресурсно-индексной модели являются сметные цены, формируемые в результате Мониторинга цен строительных ресурсов. Обмен информацией осуществляется с использованием специализированных программ на основе открытого формата XML (Постановление Правительства России № 959 от 23 сентября 2022, 17 п.В).

«В этой связи особенно важно активное участие органов власти субъектов РФ в предоставлении данных во ФГИС ЦС, и мы ведем такую работу, в том числе с региональными министерствами природных ресурсов», — отметил заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев, выступивший с докладом на VII Всероссийском совещании организаций строительной экспертизы.

Главгосэкспертиза России запустила Проект ФСНБ-2022 (ФСНБ-2022) для проработки новой федеральной сметно-нормативной базы в ценах на 01 января 2022 года. На сайте ФГИС ЦС открыт раздел и база ФСНБ-2022 в рабочей редакции для обеспечения всестороннего учета мнений участников инвестиционно-строительного процесса в течение переходного периода.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2022 г. до 1 сентября 2022 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2022 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 4661).

Это интересно:  Негосударственный Пенсионный Фонд Согласие В Екатеринбурге Адреса

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

— Индивидуальные предприниматели и юридические лица, желающие стать подрядчиками по государственным и муниципальным контрактам при проектировании, строительстве или реконструкции объектов, должны заранее приступить к реализации постановления, чтобы с 2022 года полноценно работать по новым правилам, — прокомментировал глава краевого Минстроя Валерий Савченко.

Так, с 1 января 2022 года для строительства детских садов, школ, больниц и иных учреждений, которые планируется строить за средства бюджетной системы, должна быть создана цифровая модель будущего объекта на этапе проектирования, строительства и последующей эксплуатации. Таким образом, BIM-модели становятся обязательными по всем государственным и муниципальным контрактам, заключенным с 2022 года, вне зависимости от их стоимости.

Понятие BIM (Building Information Model) появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2022 году. Внедрение информационной модели объектов является частью цифровизации строительной сферы в России. Использование новых технологий позволит контролировать состояние объекта капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла.

Снипы 2022 Официальный


Главные отличия новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 от ФСНБ-2022 и всех предыдущих редакций – это новый актуальный уровень цен 2022 года, а также отсутствие в составе базы единичных расценок – ФЕРов.

Программный комплекс «РИК» для разработки сметно-нормативных баз, индексов пересчета, текущих цен строительных ресурсов и нормативов цены строительства (НЦС)
ПК «РИК» является уникальным программным комплексом, функционал которого позволяет создавать и редактировать нормативы, формировать элементные сметные нормы и единичные расценки (в т.ч. укрупненные) по разным методикам; рассчитывать индексы пересчета и текущие цены строительных ресурсов; выпускать всё разнообразие документов по сметно-нормативным базам, включая такие специфические как НЦС.

Подробнее с внесенными изменениями можно ознакомиться на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) по ссылке. Кроме того, ФГИС ЦС содержит сборники в печатном виде, с которыми можно ознакомиться и скачать здесь, а также форму для направления замечаний и предложений к ФСНБ-2022, не предполагающую предоставление ответа. Все поступающие предложения и замечания будут отработаны и, при необходимости, учтены в очередных дополнениях и изменениях в ФСНБ-2022.

  • Сметные нормы на строительные работы ГЭСН (приложение № 1 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные нормы на монтаж оборудования ГЭСНм (приложение № 2 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные нормы на капитальный ремонт оборудования ГЭСНмр (приложение № 3 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные нормы на пусконаладочные работы ГЭСНп (приложение № 4 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные нормы на ремонтно-строительные работы ГЭСНр (приложение № 5 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года ФСБЦ (приложение № 6 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)
  • Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года ФСЭМ (приложение № 7 к приказу Минстроя России от 30 декабря 2022 г. № 1046/пр)

Обращаем внимание, что для разработчиков сметных программных комплексов на сайте ФГИС ЦС в ближайшее время будет размещена ФСНБ-2022 в формате открытых данных.

Вступает в силу новый Перечень обязательных к применению национальных стандартов и сводов правил

Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, по выбору проверяются на соответствие следующим национальным стандартам и сводам правил, включенным в:
— Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2022 N 985, или новый перечень документов, если разработка начата в период с 01.08.2022 до 01.09.2022 ;
— Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 N 1521, или новый перечень документов, если разработка начата до 01.08.2022 .

Таким образом, с 01.09.2022 специалистам по эксплуатации зданий необходимо:
— руководствоваться нормативными документами, представленными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815;
— провести проверку технической документации на предмет соответствия данной документации нормативным документам, установленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 815.

Обращаем внимание, что за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусмотрено наказание в виде административного штрафа до 300000 руб. (ч.1 ст.9.4 КоАП РФ).

Кроме того, уровни допустимых показателей напрямую коррелируют с энергозатратами на выполнение той или иной деятельности специалиста. Так, например, работы, характеризующиеся малоподвижной деятельностью (по управлению персоналом; статичные, за рабочим столом; связанные деятельностью документооборота) и исключающие переноску грузов разной объёмности и степени тяжести, относят к категории низких (с точки зрения энерготрат). А действия с постоянным интенсивным передвижением специалиста в течение дня и грузовыми перемещениями, обозначены, как наиболее тяжёлые.

Так, на протяжении 20 лет были подготовлены и внедрены свыше 120 документов и СанПиН, регламентирующих те или иные направления гигиенических нормативов в разные периоды времени, принимающиеся ситуативно, исходя из необходимых требований. Всё это привело ко множественным задублированиям, а местами и противоречиям в нормативной базе, что осложняло работу не только отдельных предприятий, но и целых отраслей.

Для физических лиц выполнение указанных гигиенических требований по СанПиН в 2022 году также обязательно, но в связи с юридической безграмотностью населения, зачастую о нарушении какого-либо нормативного акта (например, загрязнение воздуха продуктами горения или слив в водоёмы сточных канализационных вод), гражданин узнаёт уже после совершения деяния и предъявленного ему обвинения.

  1. нормативами:
    — требований для функционирования ДОУ, лагерей и других образовательных и оздоровительных учреждений;
    — концентраций загрязняющих, вредных и опасных веществ, содержащихся в воздухе в городской и сельской местности;
    — предельно допустимой концентрации пестицидов, содержащихся в продуктах питания, почве и т.д.;
    — качества и хим. состава питьевой, культурно-бытовой и хозяйственно-питьевой воды;
  1. требованиями:
    — к составу почвы, используемой в сельскохозяйственных нуждах;
    — к электронным и печатным изданиям, используемым в образовательном процессе, как для детей, так и для взрослых;
  1. факторами:
    — физическими (влажность, температура, скорость движения воздуха);
    — химическими и биологическими (паразитарные, токсические и микробиологические загрязнения).
Это интересно:  Товар От Собеса Бесплатно

К сведению

Дополнительно, к уже указанным гигиеническим параметрам жилых помещений многоквартирных домов в СанПиН в 2022 году, установлены нормы для шума, проникающего в жилые помещения в многоквартирных домах, как постоянной, так и кратковременной продолжительности, а также предельно допустимые излучения электрических, магнитных и электромагнитных полей. С подробными данными по указанным параметрам вы можете ознакомиться в таблицах далее в статье.

ГОСТ Р -2022 «Система проектной документации для строительства

3 2345-ИОС4.2 — Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети. Часть 2. Тепловые сети.

8.2.4 Каждый документ, добавляемый в ПДЭ, должен иметь глобальный уникальный идентификатор (GUID). с помощью которого можно однозначно идентифицировать документ для отслеживания его изменений при последующей передаче новых версий ПДЭ. Идентификатор назначается автоматизированным способом, с помощью используемой СЭД. в которой ведутся учет и хранение версий документа. Изменение идентификатора для новых версий ДЭ при формировании новых версий ПДЭ не допускается.

Допускается оформлять основной надписью по форме 6 последующие листы графических документов графической части проектной документации и графических документов основного комплекта рабочих чертежей (при оформлении графической части и основного комплекта рабочих чертежей отдельными документами), если все эти листы имеют одно и то же наименование и изменения в эти документы вносят заменой всех листов документа.

— запись о результатах проверки на патентоспособность и патентную чистоту впервые применяемых в проектной документации технологических процессов, оборудования, конструкций, изделий и материалов, а также номера патентов и заявок, по которым приняты решения о выдаче патентов на используемые в рабочей документации изобретения (при необходимости);

1 2345-ИОС4.1.1 — Раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети. Часть 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Основные решения.

Таким образом, на действующие НПБ и заменяющие их в обозримом будущем требования правил противопожарного режима по Постановлению № 1464 должны обратить внимание собственники объектов защиты — граждане, ИП, юрлица, а также ответственные за эксплуатацию таких объектов должностные лица. В отношении каждой из указанных категорий лиц предусмотрены санкции по отмеченным статьям КоАП РФ за нарушения требований противопожарной безопасности.

Как показывает судебная практика, штрафные санкции за нарушения указанных НПБ на регулярной основе могут применяться в отношении должностных и юридических лиц на основании положений ст. 19.5 и 20.4 КоАП РФ (например, постановление Славгородского городского суда по делу № 5-192-2013, постановление Московского городского суда по делу № 5-650/21).

  • № 315, которым утвержден в качестве нормы пожарной безопасности (НПБ) Перечень сооружений и оборудования, подлежащих защите с применением автоматических систем пожаротушения и сигнализации (НПБ 110-03);
  • № 323, которым утвержден порядок проектирования систем оповещения граждан о пожаре (НПБ 104-03).

Правительство России Постановлением № 1464 установило требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системами сигнализации, оповещения и эвакуации при пожаре. Новым нормативом определены различные критерии оснащения объектов защиты различными противопожарными системами, расписана классификация систем оповещения и эвакуации граждан при пожаре.

В свою очередь, в отношении объектов, запроектированных или возведенных, равно как и прошедших капитальный ремонт (реконструкцию, техническое перевооружение) после вступления в силу Закона № 123-ФЗ, действует очень большое количество различных нормативных актов. МЧС России даже выделило данные нормативы в отдельный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте ведомства. Это и федеральные законы, и правительственные постановления, и ГОСТы, и своды правил, регламентирующие применение систем противопожарной защиты (СП): противопожарные требования российским законодательством установлены по-прежнему очень строгие, предполагающие проведение эксплуатантами объектов защиты постоянного мониторинга действующей нормативной базы.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 1521, в том числе и пункт Б2 СП 118.13330.2012, включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2022 г. N 365 (далее — Перечень N 365).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее — Перечень).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Это интересно:  Какие компенсации положены пенсионерам ветеранам труда в 2022 году

В зданиях высотой до 50 м допускается вместо внутреннего противопожарного водопровода предусматривать устройство сухотрубов с выведенными наружу патрубками с вентилями и соединительными головками для подключения пожарных автомобилей. Соединительные головки необходимо размещать на фасаде в месте, удобном для установки не менее двух пожарных автомобилей на высоте 0,8 — 1,2 м.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» и в официальном периодическом печатном издании федерального органа исполнительной власти, утвердившего данный свод правил, а текст изменений и поправок — в этом печатном издании и ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в указанных печатных изданиях. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и федерального органа исполнительной власти, утвердившего данный свод правил, в сети Интернет.

Примечания. 1. В жилых зданиях III степени огнестойкости высотой не более трех этажей допускается устраивать над лестничными клетками и вестибюлями трудносгораемые перекрытия с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа при условии непосредственного выхода из лестничных клеток наружу.

2. В IV климатическом районе и в IIIБ климатическом подрайоне устройство в жилых зданиях неканализованных теплых уборных не допускается; в неканализованных домах должны быть предусмотрены помещения для устройства в дальнейшем канализованных уборных, а на время отсутствия канализации необходимо предусматривать уборные вне пределов здания.

«Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (руководитель разработки — д-р техн. наук, проф. В. В. Гранев, руководитель темы — канд. архитектуры Д. К. Лейкина, ответственный исполнитель — канд. архитектуры Н.В. Дубинин; исполнители — Ю.Л. Кашулина, А.И. Хорунжая); ОАО «Академия коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова» (В.Н. Суворов).

В ведомость спецификаций не включают спецификацию оборудования, изделий и материалов, которую выполняют как самостоятельный документ и записывают в ведомость ссылочных и прилагаемых документов, а также спецификации. которые выполняют в составе рабочих чертежей строительных изделий и других прилагаемых документов.

— в нижней части (нижнем колонтитуле) каждого листа (за исключением титульного листа) указывают: логотип и краткое наименование организации, подготовившей документ, наименование документа, номер листа (страницы) документа (в нижнем правом углу — при односторонней печати или в левом углу четных страниц и правом углу нечетных страниц — при двухсторонней печати), а также при необходимости номер версии документа, наименование (имя) файла и другие сведения. Допускается логотип и наименование организации приводить в верхнем колонтитуле;

Если графическую часть раздела (подраздела) выполняют в виде нескольких документов, то ее состав приводят в ведомости документов графической части по форме 2 (приложение В). При этом каждый документ графической части должен иметь самостоятельное обозначение, в которое включают порядковый номер документа, а первым документом должна быть ведомость документов графической части. Документы обозначают аналогично 4.2.5.

В базовое обозначение включают, например, номер договора (контракта) и/или код объекта строительства (цифровой, буквенный или буквенно-цифровой). В базовое обозначение допускается включать другие коды, используемые в САПР и СЭД. Буквенные и цифровые коды, включенные в состав базового обозначения, разделяют дефисами и/или точками*.

7.3.9 При добавлении нового листа в бумажный текстовый документ допускается присваивать ему номер предыдущего листа с добавлением очередной строчной буквы русского алфавита или через точку арабской цифры, например 3а или 3.1. При аннулировании листа документа нумерацию его последующих листов сохраняют.

  • Расстояние между бетонными или кирпичными строениями — 6 метров.
  • Расстояние между кирпичными и деревянными строениями — 8 метров и более.
  • Расстояние между деревянными строениями — 15 метров и более.

С другой стороны покупка большого участка земли выйдет недешево. Причем, в перспективе. Поддержание и обслуживание огромного особняка дорогое удовольствие. На участке в 6 соток максимально допустимые размеры дачного домика будут около 130 м2.

В настоящее время Налоговая служба ужесточила контроль за частным строительством. Без официальной регистрации и разрешения на возведение невозможно обживать купленный участок. 51 статья Градостроительного кодекса говорит о том, что бумаги следует получить на любой объект капитального строительства.

Разрешения не требуются при строительстве веранды, беседки, навеса и т.д. Что касается террасы. Если она открытая или прилегает к дому, то дополнительных согласований не требуется. Но когда возведение подразумевает обнесение стеной с крышей, то без разрешения не обойтись.

Практика показала, что лучшая форма для дачного участка квадратная. Она максимально подходит для компактного и комфортного размещения строений даже при дефиците площади. Дополнительные сложности возникают с расположение объектов относительно забора или границ участка. Так же возникают трудности, как ни странно, с составлением плана и выбором проекта.

Также СНиП содержит правила по расстоянию до туалета: при отсутствии централизованной канализации расстояние от надворной уборной до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца или артезианской скважины) – от 30 до 50 метров.

Сосед поставил септик слишком близко к забору без разрешения – такое встречается сплошь и рядом. Невзирая на близкое расположение колодцев с питьевой водой и скважин – дачники на своем участке ставят септики и другие очистные сооружения, где удобно, а соседи недовольны.

Так, согласно пункту 9.2.13.2 «Допускается применение естественных методов очистки сточных вод при благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительных климатических условиях.»

Если в старой редакции про септик не было ни слова, то в пересмотренной появился следующий пункт:
6.3 На садовом земельном участке следует предусматривать устройство компостной ямы или ящика, а при отсутствии канализации — надворной уборной или септика не ближе 2 м до границ соседнего участка или до ограждения со стороны улицы.

Если учитывать сан-защитную зону, то на расстоянии 15 метров от септика не должно быть колодцев, домов, скважин, кроме того, люди тоже не должны находиться в этом радиусе. Понятно, что соблюсти данные условия невозможно. Производители же многих септиков (в частности Топас, Тверь) в технических характеристиках разрешают устанавливать их в непосредственной близости к дому.