Уточненка Во Время Выездной Последствия 2022

Что анализируется при проверке уточненной декларации

По каждой декларации налоговики проводят камералку в течение 3 месяцев, за исключением деклараций по НДС. Здесть срок на камералку установлен на 2 месяца. Еще 10 дней есть на составление акта. Если за это время вы самостоятельно обнаружите ошибку, нужно подать уточненку. Тогда проверка первичного отчета будет прекращена в связи с предоставлением уточненной декларации.

Если контролеры уже составили по итогам проверки первичной декларации акт, но не вручили его, имеет смысл подать уточненку. ФНС рекомендует начинать новую камеральную проверку уточненной декларации без вручения акта по первичному отчету. Исключение — декларации на возмещение по НДС и акцизам. По ним акт вручат в любом случае.

Уточненную декларацию по любому налогу контролеры будут анализировать по нескольким направлениям. Во-первых, оценят, как изменилась сумма налога, увеличилась или уменьшилась. Во-вторых, изучат, за счет каких показателей произошло изменение. Здесь уже всё зависит от того, по какому налогу подали уточненку.

Уточненка с выросшей суммой налога означает, что обязательства перед бюджетом выполнены не полностью. Если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог, возможен штраф — 20% от суммы недоплаты. Оштрафовать могут, если до предоставления уточненной декларации не уплатили налог и пени. Если их уплатили, штрафа не будет.

Если же уточненная декларация уменьшает сумму налога, то налоговики потребуют пояснения и всю первичку. При этом такая уточненка может быть вынесена на выездную проверку, даже если этот период уже проверяли. Контролировать при этом можно только сведения, которые привели к уменьшению суммы налога.

Как проходит выездная налоговая проверка

Да, вправе. Обратимся к формулировке п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Налоговая может запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (Письма Минфина России от 12.05.2022 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 5.1).

  • Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
    ст. 93.1 НК РФ).
  • Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2022 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2022 № А36-540/2022).

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющиеся налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2022 № Ф02-1859/2022 по делу № А78-11495/2022, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.

Как только вы подадите уточненную декларацию по НДС, по ней начнется камеральная проверка (3 месяца), в ходе которой будут учитываться результаты текущей выездной проверки. Однако налоговые органы не должны выставлять штраф только лишь за подачу уточненной декларации с суммой НДС к уменьшению. Так что подавать «уточненку» стоит в любом случае, ведь проверяющие все равно выявят ошибку. И тогда штрафа уже точно не избежать.

К тому же, если вы отчитались по налогу на прибыль, то уточненную декларацию нужно подавать и по нему. Конечно, в том случае, если в первоначальном отчете были отражены лишние продажи. А если в декларации по налогу на прибыль указана верная сумма, тогда опять же необходимо подать «уточненку» по НДС.

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2022 году

Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110). Руководитель организации тоже может быть допрошен в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.18 № Ф01-1539/2022 ).

Выездная проверка сегодня явление не такое частое, каким было в начале действия Налогового кодекса. В последние годы налоговая служба постоянно проводит риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Выездная проверка назначается лишь после того, как инспекторы соберут достаточное количество косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушениях со стороны налогоплательщика. Однако от выездной проверки по-прежнему никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что может стать поводом для этого мероприятия, а также его сроки и порядок проведения в 2022 году.

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Второй случай, когда возможна повторная ВНП — представление « уточненки» за уже проверенные периоды. Но не любой, а только той, в которой уменьшена сумма налога, либо увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза, либо увеличена сумма полученного убытка (п. 10 ст. 89 НК РФ). В этом случае проверку осуществляет ИФНС, но рамки мероприятия ограничены только теми данными, из-за которых была подана « уточненка » (письмо ФНС от 26.09.16 № ЕД-4-2/17979, постановление Президиума ВАС от 16.03.10 № 8163/09). При этом проверяемый период может быть и за пределами трех лет, предшествующих году принятия решения о проверке (письмо Минфина от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473 ).

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. В частности, отмечается по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

Уточненки во время проверки

Подобная “операция” допустима в течение десяти лет. Однако инспекторы сочли правильным не учитывать изменения, внесенные “уточненкой”, при вынесении окончательного решения по проверке. Они указали, что исправленные данные представлены уже после окончания выездной налоговой проверки.

Например, согласно некоторым из них, решение по результатам камеральной проверки может быть отменено, если в нем не используются данные уточненной декларации, которая была подана до вынесения решения (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А53-8019/2010).

Оспорить начисление штрафа можно и в том случае, если уточненная декларация будет сдана в течение трех месяцев с того момента, как началась камеральная проверка. Ведь в этом случае инспекторы обязаны прекратить проверку первичной документации и взяться за изучение уточненных данных.

Уточненная налоговая декларация проверяется: 1) в рамках камеральной налоговой проверки; 2) в рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки), за исключением случаев, указанных в пункте 3.

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Допустим, налогоплательщик исправил именно те нарушения, которые были отражены в акте выездной проверки. В подобной ситуации, по мнению автора, налоговики могут учесть в решении данные уточнения. Но не исключено, что делать этого они не будут, поскольку соответствующие доначисления уже отражены в акте.

Такого рода самокритика со стороны налогоплательщика прежде всего поможет законным образом избежать штрафных санкций. Ведь ошибка будет выявлена налогоплательщиком самостоятельно и исправлена еще до назначения выездной проверки. Конечно, при условии, что на момент уточнения будут уплачены причитающийся налог и пени.

  • либо провести дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • либо вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части исправленных данных, если в результате сумма налога уменьшилась (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Прекращение камеральной проверки не освобождает от штрафа за несвоевременную подачу первичной декларации. Инспекторы обращают внимание на по-прежнему частые случаи представления первичных деклараций с опозданием. Причем с целью уменьшения штрафов по ст. 119 НК РФ компании отражают в такой отчетности либо нулевые показатели, либо минимальные суммы налогов.

Подача уточненной декларации может помочь избежать выездной проверки. Некоторые компании могут спрогнозировать, когда их ожидает очередная выездная налоговая проверка. В этом случае организация сама оценивает, не подпадает ли ее деятельность под признаки ведения таковой с высоким налоговым риском. И если подпадает, исключить сомнительные операции за соответствующий период, подав уточненные декларации.

Выездная проверка как себя вести

Если вы воспользовались своим правом представить уточняющую декларацию, то такая «уточненка» либо не изменяет сумму налога по первоначальной декларации, либо уменьшает ее. Второй вариант означает, что после проверки и утверждения показателей «уточненки» у вас возникнет переплата, которую вы можете вернуть из бюджета. Вполне понятно, что просто так налоговики ее не отдадут и декларацию будут поверять с особым пристрастием (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Это интересно:  Что Нового С Законопроэктом Шерина О Пенсионном Возрасте Вбд

К сожалению, ФНС не разъясняет, сколько времени требуется «выездникам» для того, чтобы успеть проверить уточненку до окончания ВНП. Но если вы сдадите уточненку с увеличенной суммой налога, то налоговики, скорее всего, все-таки учтут ваши исправления, даже если уточнение вы представите за пару дней до окончания ВНП.

В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый уче т приложения № 12 , 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] . Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки. На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужн о п. 3.1 Письма ФНС .

В частности, это означает что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Внимательно читайте все Протоколы, Акты и т.д. и смело записывайте туда все свои несогласия. Не отказывайтесь от подписи. Это не работает. Лучше записать в протоколы (и прочие документы) все то, с чем вы не согласны и что, на ваш взгляд проверяющие делали неправильно.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в «уточненке» нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если в «уточненке» по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите «уточненку», последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Подали; уточненку; во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите «уточненку», последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Если «уточненка» будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки. Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления «уточненки» уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в «уточненке» нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Выездная налоговая проверка уточненные декларации

б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Лицо, в отношении которого осуществлялась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган обязан ознакомить проверяемого налогоплательщика со всеми материалами дела (п. 2 ст. 101 НК РФ).

б) моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня поступления в налоговый орган налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2022 № А05-1380/2013).

В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. При этом анализируется не только изменение итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате (либо возмещению) на основании данной декларации.

На вопрос 4: Нет, не освободит. НК РФ не запрещает подавать уточненку во время выездной проверки, но не избавляет налогоплательщика, даже если до момента подачи уточненной декларации им уплачены налог и соответствующие пени. Но размер штрафа может быть уменьшен (п. 4 ст. 81 НК РФ, Постановление АС Уральского округа от 08.08.2022 N Ф09-4261/17, АС Северо-Кавказского округа от 20.11.2022 N Ф08-9005/2022).

На вопрос 3: Нет, отказать не могут. У налоговиков нет оснований для отказа в принятии уточненок, сдаваемых налогоплательщиком за любой период его деятельности, в т. ч. ранее, чем за 3 года (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.08.2022 N Ф04-8233/14 по делу N А03-18880/2013). При этом вернуть излишне уплаченный налог после истечения 3-летнего срока затруднительно или вообще невозможно (ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 25.02.2022 N 03-02-06/12973).

Вопрос 1. Оштрафуют ли по ст. 119 НК РФ компанию, опоздавшую с подачей первичной декларации, но представившей уточненку до окончания камеральной проверки исходной декларации? Вопрос 2. Обязана ли компания подавать уточненную декларацию по НДС, если выставила покупателю счет-фактуру с завышенным налогом в предыдущем квартале? Вопрос 3. Вправе ли налоговый орган отказать в приеме уточненки, если она представлена за период, истекший 5 и более лет назад? Вопрос 4. Компания представила уточненную декларацию во время выездной проверки. До подачи уточненки был доплачен налог и соответствующие пени. Освободит ли это от штрафа за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 НК РФ?

На вопрос 2: Не обязана, но имеет право это сделать. Компании-продавцу необходимо выставить исправленный счет-фактуру и отразить верные записи в доплисте к книге продаж за предыдущий квартал. Подача уточненки в такой ситуации — это ее право, а не обязанность (ст. 81 НК РФ, Постановление ФАС московского округа от 26.05.2022 N Ф05-4530/14 по делу А41-25836/2012).

  • может спровоцировать выездную проверку корректируемого периода (п. 4 ст. 89 НК РФ, Письмо ФНС от 29.05.2012 N АС-4-2/8792);
  • «облегчить» денежные запасы компании, став поводом для возврата в бюджет НДС, возмещенного в заявительном порядке, с уплатой процентов в увеличенном размере (п. 24 ст. 176.1 НК РФ).
  • послужить поводом для прихода в компанию налоговиков с повторной проверкой, если в уточненной декларации отражена уменьшенная сумма налога или увеличены убытки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Штрафа по уточенной декларации не будет
Из-за поправок, которые Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ внес в первую часть Налогового кодекса, изменились правила проведения повторных выездных проверок. Сейчас инспекторы могут перепроверить компанию только в случае ее реорганизации или ликвидации. Со следующего года налоговые органы получат возможность провести повторную ревизию, если компания представит уточненную декларацию на уменьшение налога к уплате (здесь и далее новая редакция п. 10 ст. 89 НК РФ).
В связи с этим возник вопрос. Смогут ли инспекторы оштрафовать компанию, если в результате повторной проверки не подтвердится заявленное в «уточненке» уменьшение налога? Ведь со следующего года налоговики в подавляющем большинстве случаев не смогут штрафовать компании по итогам повторных проверок. Штраф возможен, лишь если установят сговор между плательщиком и сотрудником инспекции, проводившим первую проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ). А это, по всей видимости, маловероятно.
Но при первоначальной проверке уточненной декларации еще не было. Стало быть, налоговики в принципе не могли найти в ней нарушения. Поэтому непонятно: лишает ли это правило возможности оштрафовать компанию и за неправильную, по мнению налоговиков, уточненную декларацию, которую они увидели впервые?
Как выяснилось, позиция Минфина по этому вопросу отвечает интересам компаний. В письме № 03-02-07/1-308 специалисты финансового ведомства сообщили, что и по уточненной декларации штрафа тоже не будет.

«О налоговых санкциях по результатам повторных выездных проверок» Письмо Минфина России от 07.11.06 № 03-02-07/1-308. В следующем году инспекторы при повторной выездной проверке не смогут оштрафовать компанию за выявленные нарушения. Даже если ошибки обнаружат в уточненной декларации, которой еще не существовало на момент первоначальной проверки. Такие выгодные компаниям разъяснения к поправкам в Налоговый кодекс, вступающим в силу 1 января 2007 года, дал Минфин России в письме от 07.11.06 № 03-02-07/1-308 в ответ на официальный запрос «УНП».

Это интересно:  Самые Свежие Новости В Белоруссии Пра Материнский Капитал 2022 Году

Неожиданная выгода разъяснений
Из таких разъяснений следует любопытный вывод. Одни дают новый внесудебный способ поспорить с результатами выездной проверки. Если компания не согласна с доначислениями, ей достаточно будет отправить уточненную декларацию, в которой не отражены оспариваемые суммы доначислений. Чтобы опровергнуть данные уточненной декларации, налоговикам придется провести повторную проверку. И очевидно, что это должна быть именно выездная проверка. Ведь поправки значительно урезали возможности инспекций при камеральной проверке. Перечень запрашиваемых ими документов будет ограничен (п. 7 ст. 88 НК РФ в новой редакции). Налоговики не смогут потребовать у компании никаких иных бумаг, кроме тех, которые кодекс предписывает представить вместе с декларацией. Только если организация заявит налоговые льготы или возмещение НДС, налоговики смогут попросить подтверждающие документы.
Если спорная сумма не слишком велика, вполне возможно, что до выездной проверки дело даже не дойдет. На такую перепроверку каждой «уточненки» у инспекции может просто не хватить времени и сотрудников. Но даже если дело дойдет до повторной выездной ревизии, штрафа можно не опасаться. Ведь Минфин считает, что по ее итогам штрафовать компании нельзя.
Насколько такой подход будет практически применим, ответит судебная практика. Но, тем не менее, уже сейчас можно сказать, что законодатели — намеренно или нет — дали компаниям неплохой козырь в борьбе с бесспорным взысканием штрафов, право на которое обретут налоговики.
В заключение отметим, что новые правила нужно будет применять по следам первоначальных проверок, которые будут назначены после 1 января 2007 года.

Уточненная декларация после выездной проверки: позиция ВАС РФ нуждается в корректировке

— на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ проверить правильность данных, приведенных в уточненной декларации (назначить дополнительные мероприятия налогового контроля), и после их проверки принять решение по выездной проверке с учетом оценки показателей уточненной налоговой декларации (с учетом оценки правомерности переноса налогоплательщиком убытков прошлых лет, заявления новых расходов, вычетов и пр.);

Наделив в рассматриваемом случае налоговые органы правом выносить решение по проверке, не учитывая уточненных сведений, Президиум ВАС РФ допустил катастрофическую ошибку, которая, как показывает практика, фактически лишила налогоплательщиков части прав, предусмотренных НК РФ.

На наш взгляд, сформулированный Президиумом ВАС РФ подход абсолютно недопустим. В противном случае, не учитывая показателей поданной после окончания проверки, но до принятия решения по ней уточненной декларации, инспекция фактически принимает решение без установления действительных обязательств налогоплательщика 6 .

К одной из таких позиций можно отнести выводы ВАС РФ о том, как должен поступить налоговый орган, если налогоплательщик подал уточненную декларацию после завершения выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. Свою точку зрения Президиум ВАС РФ сформулировал в Постановлении по делу ООО «Дирол Кэдбери» 1 . Это решение предопределило практику нижестоящих судов по аналогичным спорам.

Вынося решение по результатам проверки, инспекция сумму убытка по уточненной декларации не учла и налог не уменьшила. Рассмотревший дело по правилам суда первой инстанции апелляционный суд, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ, счел такой подход налогового органа правомерным. Окружной суд признал кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению. Коллегия судей ВАС РФ оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора не нашла.

Уточненная декларация подана после вынесения решения налоговым органом

В жалобе заявитель указывает, что исправления в налоговую декларацию были внесены до вступления в силу решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности, следовательно, вышестоящий налоговый орган мог скорректировать решение инспекции, пересчитав сумму недоимки, пеней и штрафов. Представитель инспекции возражал против доводов жалобы, считая судебные акты законными. Представил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела. Законность и обоснованность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, о чем составлен акт проверки от 14.09.2012 N 56-09/12. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки налоговым органом принято решение от 28.09.2012 N 16-11/1141 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи.

В развитие указанных норм некоторыми порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Результаты налоговых проверок фиксируются в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Отдельный вид проверок – истребование документов или информации о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте) либо информации о конкретных сделках. На практике подобное истребование документов у третьих лиц называют встречной проверкой. Она не является налоговой проверкой и может проводиться как при проведении выездной или камеральной проверок, так и после их окончания в период рассмотрения материалов этих проверок. При проведении проверок налоговики вправе истребовать документы и сведения о деятельности налогоплательщика у его контрагентов или иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ)

Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (п. п. 1, 3 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который вы представили отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141).

3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174). Ими предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок за тот период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.

Примечание. Когда подобное нарушение выявлено во время проведения выездной или камеральной проверки, ИФНС вправе не составлять отдельный акт. Она может отразить нарушение в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принятом по ее итогам п. 37 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57. То есть в такой ситуации ИФНС не нарушает срок вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Во-вторых, из закона не следует, что прекращение камеральной проверки первоначальной декларации в связи с подачей уточненки освобождает плательщика от налоговых санкций. В частности, подача уточненки не избавит от штрафа за несвоевременное представление первоначальной декларации, несмотря на то что решение по проверке этой декларации не выносится Постановление Президиума ВАС от 15.11.2011 N 7265/11. Аналогичная ситуация и с непредставлением документов по требованию проверяющих, направленному в рамках проверки первоначальной отчетности. К тому же налоговики вправе использовать при проверке уточненки материалы, полученные в ходе проверки первоначальной декларации п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

ПОЗИЦИЯ 1. Штраф правомерен. Некоторые суды приходят к выводу, что налогоплательщик обязан представить документы даже после прекращения проверки первоначальной декларации и может быть оштрафован за неисполнение этого требования. Ведь законом не предусмотрен отзыв выставленного ранее требования о представлении документов при подаче налогоплательщиком уточненной декларации.

При оспаривании штрафа за непредставление документов нужно использовать все имеющиеся у вас аргументы. Так, уже давно ВАС сформулировал такую точку зрения: налогоплательщика нельзя оштрафовать за непредставление документов, если в требовании указаны только общие наименования видов документов и невозможно установить точное их количество, а также то, какие именно документы запрашиваются Постановление Президиума ВАС от 08.04.2008 N 15333/07. Хотя есть решения и в пользу налоговиков. Например, судьи АС Поволжского округа приходили к выводу, что инспекции не может быть заранее известно точное количество всех документов и их реквизиты. Поэтому штраф правомерен, если в требовании были указаны наименования и период составления документов.

А что делать, если в рамках проверки уточненной декларации ИФНС уже не вправе истребовать документы? Допустим, в уточненке вы убрали НДС к возмещению из бюджета или льготу? Иногда в таких случаях налоговики сами рекомендуют не представлять документы по требованию, выставленному при проверке первоначальной декларации. А в инспекцию направить письмо с пояснениями, что документы не представляются в связи с подачей уточненной декларации, в которой, например, не заявлен НДС к возмещению. Ведь тогда представленные документы уже не будут использоваться при проверке уточненки. И значит, их истребование с учетом уточнения плательщиком своих обязательств лишено всякого смысла. Однако нельзя гарантировать, что все инспекции придерживаются этого подхода и не будут настаивать на представлении запрошенных документов. Тогда вам останется только оспаривать штраф.

Уточненная декларация повторная выездная проверка

подлежащей уплате. В свою очередь налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию при обнаружении в ранее поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога . подлежащей уплате. При этом НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Об этом, в частности, говорится в Письме ФНС России от 21.11.12 № АС-4-2/[email protected] (далее — Письмо ФНС).

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Это интересно:  Могут Ли Судебные Приставы Забрать Телевизор Если Он Один

Проводят ли сейчас налоговые органы внеплановые выездные проверки? Если да, то какие критерии для их проведения? Проведение внеплановых выездных налоговых проверок не предусмотрено действующим механизмом планирования и подготовки выездных проверок. Однако по разным причинам, например в случае поступления негативной информации о вашей компании от юридических или физических лиц или из правоохранительных органов, налоговые инспекции могут внести изменения в план проверок и включить в него вашу организацию. В прошлом году ФНС России выпустила письмо 1.

В развитие указанных норм некоторыми порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Результаты налоговых проверок фиксируются в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

В результате судебного разбирательства суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требования налогоплательщика. Основанием послужило содержание абзаца 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривающего проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период ни с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, ни с датой представления декларации в налоговый орган.

Однако налоговая инспекция решила, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению, налоговый орган не связан трехлетним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки. Иное толкование положений статьи 89 НК РФ, как указывает налоговый орган, означает наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания трехлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). В ином случае, исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация, что недопустимо.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения о назначении повторной выездной проверки за пределами трехлетнего срока, указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении (назначении) проверки — 29.12.2012, в связи с чем спорный период (2009 год) является проверяемым и не выходит за пределы трехлетнего срока.

Моментом, вызывающим спорные вопросы является определение периода, за который проводится проверка. Дело в том, что по общему правилу, указанному в абзаце 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, при проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки. По мнению налогоплательщиков, налоговый орган не вправе проверять период, который находится за пределами трех лет, поскольку об этом прямо говорится в п.10 ст. 89 НК РФ. По мнению же налогового органа, напротив, проверяемый, в ходе указанной повторной выездной налоговой проверки период, может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. Поскольку НК РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации с указанием суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного, количество таких деклараций, период, за который декларация может быть подана, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в этой связи (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 апреля 2013г. N 03-02-07/1/13473).

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларацию за период, который находится за пределами трех лет, в связи с чем возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов. Налоговое законодательство не ограничивает возможность представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с указанной нормой.

Уточненная декларация оформляется аналогично первичной декларации и на тех же бланках. Однако титульный лист имеет отличия в оформлении. В нем должен указываться код уточненной декларации. Согласно положений раздела 2 Единых требований, утвержденных приказом ФНС России от 20 декабря 2010 г. № ММВ-7-6/741 титульный лист оформляется в соответствии с правилами, которые были действительны в период, за который подается уточненный документ.

Случаи, когда фирма освобождается от ответственности (Согласно пунктам 3 и 4 статьи 81 Кодекса):

  1. Уточненка представлена после того как срок уплаты налога истек, но организация уплатила необходимую недостающую сумму налога и пени.
  2. Декларация была представлена до того как истек срок уплаты налога.

Существует несколько причин, при наличии которых налоговая инспекция может дать отказ в приеме декларации:

  1. В отчетности нет печати, а также подписи руководителя или уполномоченного лица. Если имеет место электронная подпись, то ее отсутствие также является ошибкой.
  2. Отчетность предоставляется по форме, не установленной законодательством РФ.
  3. Нет документов, которые могут подтвердить полномочия представителя фирмы на сдачу отчетности.
  4. Декларация представлена в инспекцию, которая не занимается приемом указанного типа отчетности.
  5. Данные владельца квалифицированного ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным руководителя организации или же его уполномоченного представителя.

То есть если обнаруживается, что в первичной декларации была допущена ошибка. В таком случае нужно подать исправления. Однако в ее приеме может иногда отказывают. В каких случаях это возможно, как правильно оформить уточненную налоговую декларацию, каким образом перечисляются недоимки и пени, а также другие полезные вопросы и ситуации мы рассмотрим в этой статье.

Если уточненная налоговая декларация год будет подана после того как пройдет 3 месяца, а именно это время отводится на камеральную проверку, то организацию ожидает привлечение к ответственности. Информация по данному вопросу подробно отражена в пунктах 2 и 9.1 статьи 88 НК России. Также рекомендуем ознакомиться с таким документом — постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).

Можно ли представить уточненную налоговую декларацию во время проведения выездной проверки

По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога.

Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки? Может ли быть прекращена камеральная проверка первичной декларации в связи с предоставлением уточненки? До предоставления уточненной декларации не уплатили налог, готовьтесь к штрафу Чего ожидать, если уточненку подали после акта или после вынесения решения контролерами? Итоги Что смотрят контролеры при проведении налоговой проверки уточненки? Уточненную декларацию по любому налогу контролеры будут анализировать по нескольким направлениям.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2022)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2022).

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Как только получена уточненная отчетность, инспекторы прекратят проверку первичной и возьмутся за исправленную. Даже если в первом отчете обнаружены несовпадения и нарушения, акты составлять не будут. Но его данные используют для тщательного разбора уточненного документа. Результаты новой «камералки» предоставят через 2 месяца с момента получения уточненки.

Стоит учитывать, что подача скорректированного отчета может вызвать проведение налоговой проверки по исправленному периоду, даже если он закончился более трех лет тому назад. До того, как отправлять уточненку, выплатите недоимку и пени по налогам – это поможет избежать штрафа.

За сам факт подачи уточненной декларации ответственности не предусмотрено. Однако, в зависимости от срока ее представления и наличия недоимки по налогу (если при уточнении сумма налога оказалась выше, чем в первичной декларации), могут складываться следующие ситуации:

Недостоверные сведения и ошибки в декларациях могут никак не повлиять на сумму налога, который надо уплатить, а могут его уменьшить или увеличить. От того, как отразились ошибки и недостоверные сведения на сумме налога, зависит необходимость подачи уточненной налоговой декларации.

Налогоплательщиками-организациям и при этом осуществляется расчет налоговой базы (далее – НБ) по результатам каждого НП, базируясь на сведениях из регистров бухучета и/либо других, подтвержденных документально, касательно объектов, подлежащих налогообложению связанных с ним.