Сумма Резервов В Налоговом Учете 2022

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в 2022 году

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Сразу отметим, что НКУ не предусматривает никаких штрафов за нарушение правил формирования РСД. А вот КУоАП не так благосклонен к нарушителям. Так, этим Кодексом предусмотрен ряд санкций, которые могут быть применимы непосредственно к должностным лицам предприятия за несоздание РСД или создание его с нарушениями. С этими санкциями вы можете ознакомиться в табл. 3.9.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Начисление РСД. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует риск невозврата, ведут на счете 38. По кредиту этого счета отражают создание РСД, а по дебету — списание дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов.

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

В бухгалтерском и налоговом учете разные правила для создания резерва по сомнительным долгам. Когда придется создавать такой резерв в бухучете и как отражать его в балансе? Можно ли создавать резерв на долги по договору уступки, а также по долгам дочерней компании? Как списывать безнадежные долги, которые не участвовали в расчете налогового резерва?

Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: при формировании резерва по итогам отчетных периодов — это 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период; по итогу налогового периода — 10% от выручки за указанный налоговый период.

Можно ли учесть при создании резерва по сомнительным долгам задолженность по договору уступки права … Можно ли учесть при создании резерва по сомнительным долгам задолженность по договору уступки права … 301-КГ15-2232 в состав резерва по сомнительным долгам подлежит включению не любая задолженность … не связаны.
При определении предельной суммы резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового … резерв по сомнительным долгам, сформированный присоединяемым обществом до присоединения, подлежит включению в резерв по сомнительным долгам … реорганизуемого в форме присоединения общества.

В связи с этим, невзирая на корректировки в нормативных актах по бухучету, в соответствии с которыми оформлять резервы в учете требуется обязательно, все больше специалистов отказываются от их создания. Если вы хотите работать в соответствии с российским законодательством, прочитайте нашу инструкцию. Мы докажем вам, что в действительности в формировании резервов нет ничего сложного.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й.

Практически все компании сталкиваются с ситуациями, когда контрагенты не выполняют в срок свои финансовые обязательства. Для этих целей в бухучете, а иногда и в налоговом учете создают специальные резервы. Как правильно сформировать и использовать резервы по сомнительным долгам, рассказывается в нашей статье.

Соглашение «Купли-Продажи», в соответствии с которым 02.02.2022 года «ПУГОВИЦА» (в нашем примере продавец) передала «АВАНГАРДУ» (заказчик) продукцию на 2 803752 рублей и подписала ТОРГ-12. Период оплаты покупки по документам – пять суток со дня отгрузки партии «АВАНГАРДУ». Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В практической деятельности организаций формирование резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета является обязанностью. Однако на практике часто возникают ситуации, когда работники бухгалтерской службы пытаются применить единый подход для целей бухгалтерского и налогового учета, что приводит к ошибкам и неточностям.

В то же время согласно абз. 4 п. 4 ПБУ 6/01 активы со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей за единицу), в отношении которых соблюдаются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия их к учету в качестве основных средств, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.

Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

Новые правила учёта сложные и требуют детального рассмотрения, изучения и применения на практике. В КонсультантПлюс имеется много информации по данной теме, есть также ситуации из практики, которые вам помогут быстро изучать и применять новые правила в бухгалтерском учёте.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

По рекомендации БМЦ № Р-122/2022-КпР, термин «существенность» из п. 7.4 РБУ 1/2008 можно использовать по отношению ко всем малоценным объектам вне зависимости от срока их службы. Тогда на основании термина «рациональность» компания может принять решение, что с 2022 г. она будет относить расходы на ОС в затраты по обычным видам деятельности в момент их осуществления, если стоимость группы является несущественной.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Это интересно:  Пенсионеру исполнилось 80 лет какая надбавка к пенсии в чернобыльской зоне

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

где В – для резерва по итогам налогового периода — сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам налогового периода; для резерва, который формируют по итогам отчетного периода, – наибольшая величина из сумм: выручка за прошлый год или за текущий отчетный период;

В первой публикации этой серии эксперт Ирина Черная рассказала об особенностях применения стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют». Во второй части рассмотрим еще один утвержденный стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: к каким объектам бухучета применяется, что представляет из себя «резерв», каковы критерии его признания и оценки.

Организации предъявлен судебный иск, проистекающий из ряда гражданско-правовых обязательств. Судебное разбирательство на 15.07.2022 не урегулировано, в денежном выражении составляет 120 млн. долларов США. Администрация организации оценила вероятность неблагополучного исхода разбирательства как допустимую. Бухгалтерия должна будет отобразить это контировкой: ДТ 76 «Расплаты с кредиторами и дебиторами» КТ 96 «Резервирование будущих трат».

Тем не менее, действительный МФСО затрагивает резервирование по части реструктуризации (и прекращенной деятельности). Сообразно действующему стандарту (IAS) 37 условные обязательства предприятия могут не признавать. Сведения об УО открываются согласно п. 86 документа. Действительный стандарт не обязывает при раскрытии сведений по части каждого резервирования представлять для сопоставления сведения за прошедший период. При единодушной ответственности та доля обязательства, которую должны будут выполнить иные стороны, предприятием причисляется к УО.

Резервирование может формироваться в бухучете (БУ), в налоговом учете (НУ) либо и там и там. Принципы БУ и НУ по части резервирования не зависимы. Формирование бухгалтерского резервирования зачастую подчиняется трудоемким правилам. По этой причине бухгалтера нередко отказываются от их образования, несмотря на вероятность наложения штрафа. Формирование резервирования сводится к необязательности его исполнения.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий резервирование по УО не формируется. Собственно процесс формирования приходится на 31.12, на момент формирования годовой бухотчетности. Исключение составляет создание резервирования по гарантийным обязательствам реализованных товаров. Резервные суммы сюда зачисляют каждый месяц одинаковыми частями.

Учет резервирования, УО и активов во многом носят противоречивый характер. Для разрешения большинства вопросов чаще всего полагаются на собственное усмотрение. Особенности учета резервирования по УО определяет уже известный стандарт МСФО. Малые предприятия, не применяющие ПБУ 8/2010, вправе отказаться от подобного резервирования. Читайте также статью: → «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010)».

5. Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

1. Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

4. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как рассчитать резерв отпусков на 2022 год

Все ли организации обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков — да, это обязаны делать все компании, за исключением тех, кто вправе вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлено законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

Правила его формирования организация определяет самостоятельно и предусматривает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Такой принцип формирования является наиболее простым для учета, но некорректен для признания расходов, поскольку на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам: они могут уволиться, компания примет новых сотрудников, и оценка окажется неверной.

  1. Определяется количество неиспользованных дней отдыха у каждого сотрудника.
  2. Исходя из расчета средней зарплаты для резерва отпусков определяется прогнозное значение сумм отпускных.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Отвечая на вопрос, кто обязан создавать резервы по отпускам в налоговом учете, обратимся к положениям НК РФ, содержащимся в статье 324.1. В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о том, чтобы предусмотреть начисление отпускного оценочного обязательства в налоговом учете. В этом случае в расходах тоже учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.

Резерв отпусков: формирование и учет в 2022 году

Затем автоматизированный модуль вычисляет средний заработок за расчетный месяц. Из этих значений вычитаются суммы ОО, начисленные за предыдущий месяц. Если сотрудник не брал отпуск, оценочные обязательства увеличиваются на произведение «количество начисленных отпускных дней * среднедневная сумма заработка».

Особенности создания резерва описаны в положении, указанном в Правилах БУ от 8/2010. Однако в нем не указан перечень трат, которые можно отнести к оценочным обязательствам. Согласно пункту 5 ПБУ, обязательство будет отражено в учете при наличии следующих обстоятельств:

Формирование резерва в налоговом учете – это не обязанность предприятия. Создавать его можно в добровольном порядке. Данное правило указано в пункте 1 статьи 324.1 НК РФ. Если было принято решение о создании резерва, нужно прописать его в учетной политике. В частности, нужно указать следующие пункты:

Если организации не хватило средств начисленного резерва, то начисление отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск со взносами в части, превышающей остаток по счету 96, будет отражаться в общем порядке по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44 и др.

Резерв по оплате отпусков отражается на счете 0 401 60 000. За счет этого резерва осуществляются выплата сотрудникам отпускных за фактически отработанное время, компенсации за не использованные ими дни отпуска, а также уплата исчисленных с данных сумм страховых взносов. Если отпуск предоставляется работникам авансом, соответствующие выплаты на счетах учета резерва предстоящих расходов не отражаются.

Статья 292 НК РФ

При этом суммы резервов на возможные потери по ссудам, сформированные до даты отзыва (аннулирования) у банка лицензии на осуществление банковских операций, после отзыва (аннулирования) лицензии фиксируются и используются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

а) включить в состав внереализационных доходов банка сумму остатка РВП (не использованного в предыдущем отчетном или налоговом периоде) постольку, поскольку она больше суммы вновь создаваемого РВП (т.е. РВП уже нового отчетного или налогового периода). При этом в состав внереализационных доходов сумма превышения такого остатка включается по итогам отчетного или налогового периода. В практике возник вопрос: в состав внереализационных доходов какого отчетного периода (предыдущего или нового) необходимо включить указанную выше положительную разницу? К сожалению, налицо неясть в законе, а она должна быть истолкована в пользу налогоплательщика налога на прибыль организаций — банка. В связи с этим положительная разница, упомянутая выше, может быть отнесена банком в состав внереализационных доходов нового (а не истекшего) отчетного (налогового) периода. Например, если сумма остатка РВП за первое полугодие превышает сумму РВП, создаваемого для такого отчетного периода, как полугодие, то такой остаток подлежит включению в состав внереализационных доходов именно полугодия;

Это интересно:  Соцзащита Иваново Дают Ли Что То Малоимущим

3. Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода.

  • отчетного периода, в котором они фактически были произведены. Так, если отчисления в РВП были осуществлены в мае, то они должны быть учтены в составе внереализационных расходов по итогам полугодия;
  • налогового периода, в котором они фактически имели место. Например, если отчисления были произведены в ноябре, то они подлежат учету при определении налоговой базы за данный календарный год (с учетом правил ст. 285 НК).

Малоценка до какой суммы 2022 в бухгалтерском учете и налоговом учете

При списании стоимость малоценки должна в полном объеме попасть на счет 90. Однако из вышеперечисленных счетов полностью на счет 90 закрываются только счета 26 и 44. Другие включают в себя стоимость незавершенного производства (20 и 29), либо распределяются на незавершенку (25).

  • управление однородными объектами групповой единицы и их финансирование происходит на единой основе, то есть управленческие решения в отношении этих объектов взаимно обусловлены;
  • объекты группы однородны и выполняют одинаковую функцию;
  • объекты в группе настолько однородны, что на группу в целом можно установить единую норму амортизации;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты группы относятся к одной группе основных средств в соответствии с п. 11 ФСБУ 6/2022;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами в соответствии с п. 6 МСФО IAS 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2022).

Длительное время малоценные и быстроизнашиваемые предметы учитывались на счете 13. Но сейчас он отсутствует, хотя сами МБП никуда не пропали. Этот материальный ресурс по всем критериям следовало бы отнести к основных средствам, но его стоимость слишком мала, чтобы числиться на соответствующем ОС счете (01). Поэтому, хотя термин МБП не используется в профессиональном бухгалтерском языке, малоценка присутствует.

  • малоценное оборудование и запасы — несущественные объекты независимо от периода службы, списываемые в расходы с момент покупки — материалы и малоценные ОС, спецодежда, спецоснастка, мебель, техника, инструменты и т.д.;
  • запасы — существенные объекты со сроком использования меньше 12 мес, учитываемые на сч. 10 «Материалы» и списываемые в затраты при передаче в производство;
  • основные средства — существенные объекты с уникальным инвентарным номером и сроком использования больше 12 мес., поступающие на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», после этого вводимые в эксплуатацию. Их стоимость погашается за счет начисляемой амортизации.
  • применяются при непосредственном производстве продукции или для управленческих целей;
  • эксплуатируются более одного календарного года;
  • приобретаются не с целью перепродажи;
  • способствует получению прибыли.

Резервы в налоговом учете в 2022 году

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Разница между суммой резерва, исчисленного на конец текущего отчетного (налогового) периода, и его остатком подлежит включению в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика (п. 5 ст. 266НК РФ). Как видим, порядок определения резерва по сомнительным долгам и использование данного резерва отличаются от аналогичных правил для бухгалтерского учета.

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).

В отличие от бухгалтерского учета, налоговым законодательством установлено дополнительное ограничение на величину резерва. В силу ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Суммы отчислений в резервы в 2022 году включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ). В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

При определении порядка бухгалтерского учета авансовых платежей организации должны учитывать, что выданные авансы, т. е. дебиторская задолженность, и расходы будущих периодов — это две совершенно разные учетные категории, которые в бухгалтерском учете не могут смешиваться[1].

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Подключение к Интернету и подключение к телефонной сети обеспечивают абонентам доступ к соответствующим сетям связи, т.е. являются необходимым элементом оказания услуг связи, поскольку оказать услуги связи и получить их без выделения IP-адреса и телефонного номера и подключения к соответствующим сетям связи невозможно.

Формирование резервов в налоговом учете

При применении УСН резервы по сомнительным долгам не создаются. Ведь упрощенцы признают доходы от реализации товаров (работ, услуг) только при фактическом поступлении в их оплату денег, иного имущества (товаров, работ, услуг) или имущественных прав, т.е. при их оплате покупателем (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме этого, отчисления в резерв по сомнительным долгам не поименованы в перечне расходов, учитываемых при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Это интересно:  Что Делать Если Судебные Приставы Высчитали Больше

Налоговый кодекс РФ, Статья 292 НК РФ

1. В целях настоящей главы банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 настоящего Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее — резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных настоящей статьей.

При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

3. Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода.

Лимит основных средств в 2022 году в налоговом учете

Амортизацию считаем из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость. Ликвидационная стоимость — предполагаемая стоимость ОС в конце СПИ минус затраты на его выбытие. Если ликвидационную стоимость невозможно определить или она несущественна, амортизируем полную стоимость основных средств.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

Под основными средствами … понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ ).

В то же время согласно абз. 4 п. 4 ПБУ 6/01 активы со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей за единицу), в отношении которых соблюдаются условия п. 4 ПБУ 6/01 для принятия их к учету в качестве основных средств, могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов.

Как отмечено в письме Минфина России от 24.11.2009 № 03-03-06/2/228, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Минфин России в письме от 21.01.2010 № 03-03-06/2/6 указал, что если безнадежная задолженность по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности погашена за счет сумм страхового возмещения, полученного банком как выгодоприобретателем, то суммы резервов на возможные потери по ссудам, ранее отнесенные на внереализационные расходы, подлежат восстановлению в порядке, установленном НК РФ.

Центральный банк Российской Федерации является единственным органом, который вправе устанавливать порядок формирования банками резерва на возможные потери по ссудам, признаваемого согласно указанным нормам НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций.

Несмотря на то что данное Положение содержит изначально главу 5, конкретные указания о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам по портфелю однородных ссуд в целях налогообложения прибыли Банком России в 2005 — 2007 гг. представлены не были. Такие разъяснения были доведены до налогоплательщиков указанием Банка России от 06.05.2008 № 2006-У, которым уточнен указанный порядок формирования резервов по портфелю однородных ссуд.

Таким образом, проценты и неустойка по обязательству, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» признаются безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.

  • создание бухгалтерского отпускного резерва — обязанность каждой фирмы, имеющей в штате сотрудников (кроме представителей малого бизнеса, ведущих упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010));
  • формирование резерва связано с необходимостью исполнения требований трудового законодательства о необходимости предоставления работникам оплачиваемых отпусков (ст. 114–115 ТК РФ);
  • отраженная в отчетности сумма отпускного резерва позволяет ее пользователям делать верные выводы о наличии отпускных обязательств на отчетную дату.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
— Энциклопедия решений. Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли;
— Энциклопедия решений. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;
— Энциклопедия решений. Дебиторская задолженность (строка 1230).

В налоговом учете на основании с п.7 ст. 265 НК РФ создание и увеличение размера резервов по сомнительным долгам приводит к увеличению внереализационных расходов, а сумма восстановленного ранее начисленного резерва присоединяется в внереализационным доходам.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета учет резервов по сомнительным долгам организуется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в разрезе каждого сомнительного долга.Начисление резерва отражается по кредиту счета 63, восстановление или использование на покрытие безнадежных долгов по дебету счета.

  • Если годовой инвентаризацией выявлено, что рыночная стоимость МПЗ снизилась, при создании резерва необходимо руководствоваться п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н) и п. 20 методических указаний по учету МПЗ (утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н);
  • при наличии признаков обесценения финвложений резерв создается в соответствии с пп. 37–39 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н);
  • появление сомнительных долгов требует от фирмы создания резерва в соответствии п. 70 положения по ведению бухучета и отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Резервы в бухгалтерском и налоговом учете 2022

Нормы стандарта будут распространяться на все юридические лица, за исключением бюджетных организаций, а также микрофинансовых организаций, ведущих учёт на УСН. Организации, освобождённые от обязанности применения стандарта, должны отразить в учётной политике информацию о том, что организация не будет придерживаться в учёте положений ФСБУ 5/2022.

С 1 января 2022 года мы обязаны применять новый ФСБУ 5/2022 «Запасы». Это не просто обновленная редакция действующих правил, а принципиально новый документ, базирующийся на МСФО. Стандарт пронизан специфической терминологией и наполнен непривычными подходами к учетным процедурам ТМЦ.

По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.

Малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучет, должны пользоваться ФСБУ 5/2022, но могут не применять некоторые из его положений. Представители микробизнеса входят в категорию малых предприятий. Поэтому, если такие компании решат не отказываться от учета запасов, то они тоже могут использовать Фсбу 5/2022 в сокращенном формате. Подробно об этом расскажем ниже.

Обычно при длительной отсрочке цена поставщика выше, чем при предоплате или расчете сразу после отгрузки. В этом случае запасы следует ставить на учет по той цене, которая была бы уплачена при покупке без отсрочки. Разницу между фактической и минимальной ценой нужно учитывать, как проценты по займу (п. 13 ФСБУ 5/2022).