Списки 1956 Года По Вредным Условиям Труда

Списки 1956 Года По Вредным Условиям Труда

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, — также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии 1956

Их принято делить на три части: Список №1, Список №2 и так называемые «Малые списки». Список №1 определяет перечень производств и профессий, относящихся к особо вредным и опасным условиям труда. В нем содержится 21 наименование различных производств, куда включены десятки профессий. Основные отрасли: горные и подземные работы, связанные с добычей полезных ископаемых; деятельность по переработке и обогащению руды; металлургическое производство (доменное, трубное, производство метизов); химическое, коксовое и коксохимическое производство; атомная энергетика и промышленность.

Общий стаж работы у нее более 20 лет. Чтобы получить право на досрочный выход на пенсию законодатель установил общие требование к стажу работы с вредными условиями труда для женщин — 7 лет 6 месяцев . а также требование к страховому стажу -15 лет.

ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ

Кто имеет право
Хотелось бы узнать, кто имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?
Н. Синцов, Тверь
Категории граждан, имеющих право на досрочную пенсию, определены подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и списками производств, работ, профессий и должностей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537.
К ним, например, относятся работники, занятые на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, женщины-работницы текстильной промышленности, работники железнодорожного транспорта и метрополитена, водители автобусов, троллейбусов и трамваев, летный состав гражданской авиации, работники, осуществляющие непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации.
Закон на вашей стороне
Засчитывается ли в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период занятости до 01.01.1992 на работах, предусмотренных действовавшими до этой даты Списками N 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями)?
Т. Иванкова, Москва
Да, засчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 239.
Стажа не убудет
Ограничивается ли действие Списков N 1 и 2, утвержденных в 1991 году, каким-либо периодом?
Т. Маркова, Воронеж
Действие этих Списков, утвержденных в 1991 г., распространяется на период работы как с 01.01.1992, так и до 01.01.1992. Поэтому работникам, профессии и должности которых предусмотрены в этих Списках, в стаж засчитывается весь период их занятости ранее в этих профессиях и должностях.
Работайте, как работали
В Списках N 1 и 2, утвержденных в 1956 г., а позже и в 1991 г., для работников одной профессии (должности) могут быть предусмотрены разные условия для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. А каковы эти условия, чтобы получить такую пенсию за работу, выполняемую в период до 01.01.1992?
Д. Доморков, Кемерово
Если в Списках N 1 и 2, утвержденных в 1956 г., предусмотрены более благоприятные условия, то за период работы до 1 января 1992 г. должны применяться именно эти Списки. Например, в Списке N 2, утвержденном в 1991 г., предусмотрены рабочие и специалисты, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно при условии занятости на работах с источниками УКВ, УВЧ и СВЧ излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальной защиты. Для аналогичных работников в Списке N 2, утвержденном в 1956 г., это требование не предусмотрено. В данном случае работникам, занятым на работах с указанными источниками в период до 01.01.1992, трудовая пенсия по старости назначается досрочно без требования обязательного применения средств индивидуальной защиты.
Выпуск ЕТКС пересмотрен. Что дальше?
Как решается вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости граждан, работавших в профессиях, которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии с другими наименованиями, предусмотренными Списками N 1 и 2, утвержденными в 1991 г.?
А. Кулаков, Подольск
Ответ — в постановлении Минтруда России от 01.04.2003 N 15. Установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими Списками N 1 и 2, утвержденными в 1956 г., и наименования которых в период подготовки новых выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) были изменены в связи с их неблагозвучностью или унифицированы в связи с идентичностью характера работы в профессии с другими наименованиями, включенными в Списки N 1 и 2, утвержденные в 1991 г.
Периоды работы в профессиях, по которым этим постановлением установлено тождество, засчитываются органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от того, в какой период протекала работа в этих профессиях по трудовым документам, и на основании представляемых работодателями выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.
При необходимости вопросы, связанные с унификацией конкретных профессий, рассматриваются Минтрудом России.

На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:

  • ненормативная лексика
  • призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
  • оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
  • реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии в России в 2022 году

Но в силу того, что в законодательство Российской Федерации периодически вносятся поправки и изменения, рекомендуется просматривать их на официальном сайте. Также стоит обратить внимание на перечень привилегий, которые закреплены еще с 1991г.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Законодательная база Российской Федерации

Все рабочие, инженерно — технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений, а также все работники, занятые полный рабочий день под землей на обслуживании указанных выше рабочих и служащих (медперсонал подземных здравпунктов, работники подземной телефонной связи и т.д.)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 22.08.56 N 1173 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ»

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии

Список 2 от 1991 года по сравнению со Списком 2 от 1956 года стал шире. В него были добавлены новые вредные производства, такие как производство искусственного и синтетического волокна, атомная энергетика и промышленность. Сегодня Список 2 включает:

  • горные работы;
  • геологоразведочные работы;
  • агломерация и обогащение;
  • газовые и газогенераторные заводы;
  • металлургическое производство;
  • коксовое производство;
  • химическое производство;
  • переработка нефти, газа, угля;
  • металлообработка;
  • производство строительных материалов;
  • полиграфия;
  • транспорт;
  • связь;
  • атомная энергетика и промышленность;
  • другие производства.

Списки 1956 Года По Вредным Условиям Труда

СПИСОК N 1
ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ
НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ, НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ
ТРУДА И В ГОРЯЧИХ ЦЕХАХ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ

В соответствии с Законом о государственных пенсиях Совет Министров Союза ССР постановляет:
Утвердить прилагаемые списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Досрочная пенсия

Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить согласованный с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемый Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Это интересно:  На Кого Распространяется Льгота Ветерана Труда

Министерство труда и занятости населения Российской Федерации по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации разъясняет:
В стаж для назначения пенсии в соответствии с пунктом «з» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» механизаторам (докерам — механизаторам) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах включается время их прежней работы в качестве:
портовых рабочих 1 — 4 классов квалификации, занятых на погрузочно-разгрузочных работах;
портовых рабочих комплексных бригад 1 — 4 классов квалификации на погрузочно-разгрузочных работах;
рабочих комплексных бригад (портовых рабочих и портовых рабочих — крановщиков 1 — 4 классов квалификации), выполняющих погрузочно-разгрузочные работы;
рабочих комплексных бригад (докеров — механизаторов и докеров — крановщиков 1 — 4 классов квалификации), выполняющих погрузочно-разгрузочные работы.

Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 — 1991 гг

Одной из важнейших задач Советского государства почти с самого момента зарождения советской власти было создание мощной промышленности. Ряд важнейших отраслей молодой советской индустрии в своей структуре имели производства с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, производства, опасные для жизни и здоровья занятых в них работников. Конец 1920-х — начало 1930-х годов — время ввода пенсионного обеспечения по старости. По результатам проведенных в середине 1920-х годов исследований процесса старения был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию по старости [1] на общих основаниях: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Необходимость привлечения в опасные производства рабочей силы обусловило появление так называемого льготного пенсионного обеспечения, позволявшего гражданам, выработавшим требуемый стаж на соответствующих видах работ, получать пенсии в более раннем возрасте. Однако получателей льготных пенсий в этот период было мало. До Великой Отечественной войны пенсионное обеспечение по старости в СССР, в принципе, не было основным видом пенсий: в 1941 году из 4 млн. пенсионеров только 200 тысяч получали пенсии по возрасту [2].
После окончания войны потребовалось срочно восстанавливать экономику, и льготным пенсиям вновь была отведена важная роль в кадровой политике государства. В послевоенное время льготное пенсионное обеспечение строилось по отраслевому принципу. Каждая отрасль, имеющая опасные производства, устанавливала свои правила: очерчивала круг претендентов, применяя для пенсионного обеспечения свои списки «вредных» профессий, и определяла размеры пенсионных выплат.
К 1955 году восстановление разрушенного войной хозяйства в основном было завершено, у государства появились свободные средства для решения социально значимых задач, и в Отчетном докладе ЦК XX съезду КПСС, состоявшемуся 14 — 25 февраля 1956 года, Н.С. Хрущев сказал, что «назрела необходимость улучшить дело пенсионного обеспечения» [3]. Также лидер партии обозначил ряд проблем: «В пенсионном деле есть серьезные недостатки. в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии» [4].
Пенсионный Закон [5], принятый по итогам работы XX съезда, вступил в силу уже с 1 октября 1956 года и стал юридической основой создававшейся в Советском Союзе системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения [6]. При этом одной из важнейших задач нового Закона стало упорядочение льготного пенсионного обеспечения. Прежде всего отказались от отраслевого (ведомственного) принципа, сохранив при этом «списочный» подход к определению права советских граждан на пенсию. Наиболее неблагоприятные для здоровья профессии были собраны в два списка: так называемые Список N 1 (вредные и подземные условия труда) [7] и Список N 2 (тяжелые условия труда) [8]. В эти же списки включались профессии и должности из ранее действовавших отраслевых перечней.
Новые Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда были созданы по производственному принципу. Так, пенсия работникам, занятым в металлургическом производстве, назначалась независимо от того, кому подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности. Также на одном предприятии могло быть организовано сразу несколько производств. Например, на стекольном заводе, подведомственном Министерству строительства, наряду с основными стекловаренными и стеклообрабатывающими цехами могли действовать литейный или керамический цеха, изготавливающие необходимые формы для стеклоизделий.
Списки делились на разделы в зависимости от видов производства. Первый Список состоял из двадцати одного раздела. Его первые разделы были посвящены горным работам и дальнейшим переработке и обогащению полезных ископаемых. Далее следовали металлургическое производство и металлообработка, химическое, электротехническое и радиотехническое производства, среди прочих: производства взрывчатых веществ, строительных материалов, стекольное производство и транспорт. Даже по названиям перечисленных производств, за работу в которых правительство гарантировало гражданам пенсионные льготы, можно определить приоритетные направления развития советской экономики. Это прежде всего производство средств производства, что совпадало с планами шестой пятилетки (1956 — 1960 годы) и семилетки (1959 — 1965 годы). Второй Список делился на тридцать два раздела, первые из которых совпадали по названию производств со Списком N 1, и дополнительно — добыча торфа, строительство зданий и сооружений, лесная, пищевая и легкая промышленность.
Для того чтобы получить льготную пенсию или пенсию «за вредность», требовалось выработать определенный общий стаж и половину от него — на тех видах работ, которые могли вызвать негативные изменения в здоровье. Список N 1 предполагал для мужчин двадцать лет общего стажа и десять из них — во вредных условиях труда или под землей. Женщинам требовалось выработать пятнадцать и семь с половиной лет соответственно. За это они могли получить пенсию по старости на десять лет раньше общеустановленного возраста, то есть с 50 и 45 лет. Занятость на работах с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 предполагала пятилетнее снижение пенсионного возраста — до 55 и 50. Для этого мужчине нужно было отработать двадцать пять и двенадцать с половиной лет, а женщине — двадцать и десять. Кроме снижения пенсионного возраста, у работников вредных производств (Список N 1) максимальный размер пенсий мог достигать 140 рублей в случае, если они проработали на опасных работах от 15 до 20 лет, и 160 рублей, если они проработали свыше 20 лет. Для остальных советских пенсионеров «потолок» пенсионного обеспечения был предусмотрен в 120 рублей. Таким образом государство пыталось закрепить работников за их «вредными» рабочими местами.
В качестве примера воздействия на здоровье работников вредных факторов производственной среды можно привести данные исследования И.Д. Богатырева. Ученый сравнил показатели заболеваемости городского населения Челябинска (за 1959 год), Магнитогорска и Днепродзержинска (за 1956 год) и рабочих промышленных предприятий этих же городов и сделал вывод, что «у рабочих предприятий черной металлургии значительно выше и общие, и половозрастные показатели по травматизму, гриппу и острым катарам верхних дыхательных путей, ангине, заболеваниям костей, мышц и суставов, болезням кожи, периферической нервной системы (особенно пояснично-крестцовыми радикулитами), конъюнктивитами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, острыми и хроническими гастритами» [9].
К началу 1970-х годов пришло понимание недостаточности имеющихся Списков. Во-первых, изменилась структура советской промышленности: появились новые отрасли и профессии. Среди приоритетных направлений развития промышленности второй половины 1960-х годов XXIII съездом КПСС, в частности, назывались: создание достаточных мощностей по переработке полимерных материалов, организация производств по изготовлению материалов для электронной промышленности, выпуск оборудования, предназначенного для эксплуатации в условиях низких температур, освоение производства совершенных машин и оборудования для металлургических агрегатов большой мощности [10]. Во-вторых, при ускоренном составлении в 1956 году общих списков многие «вредные» профессии, в том числе местные и устаревшие, были забыты. Например, на стекольных предприятиях Владимирской области для переноски по цеху горячих изделий по сложившейся традиции брали молодых, сильных и шустрых работников. В трудовых книжках таким гражданам делались записи: «принят хлопцем». Когда этот «хлопец» достигал пенсионного возраста и обращался за пенсией, ему было нужно доказать факт своей тяжелой работы в качестве «относчика горячих изделий на отжиг» от стекловаренных печей в отжигательные печи.
Была даже сделана попытка в принципе отказаться от «списочного» подхода при определении права на льготные пенсии. Научно-исследовательские институты Министерства здравоохранения, Госкомтруда и ВЦСПС провели ряд исследований, однако итогом всей этой работы стало обновление имеющихся Списков. В 1976 г. в них дополнительно внесли более 500 профессий. При этом, по мнению авторитетного специалиста в области льготного пенсионного обеспечения В.С. Михеева, система льгот, предоставляемых по производственному принципу, имела ряд серьезных недостатков: «в одних отраслях льготы «завышены», в других «занижены», но везде они не адекватны условиям труда» [11].
В Советском Союзе постоянно велась работа по улучшению условий труда. Действительно, советское предприятие образца 1980-х годов выглядело гораздо привлекательнее предприятия с аналогичным производством тридцатилетней давности, тем не менее данную работу нельзя было считать полностью удовлетворительной. Показательна информация, прозвучавшая на Всесоюзном совещании ученых по охране труда в 1972 году: над решением проблем оздоровления рабочих и облегчения их труда работали 29 специализированных институтов, 153 лаборатории, 219 кафедр и 30 отдельных групп. При этом отмечалось, что из 934 законченных в 1971 году научных работ в Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике для включения в план внедрения было передано только 37 [12].
В качестве примера, характеризующего широкую распространенность занятости советских граждан во вредных и тяжелых условиях труда, можно привести данные по одному из городов Владимирской области и соответствующему району. Владимирская область считалась областью «высокоурбанизированной с долей городского населения на уровне 80%» [13]. В ходе диссертационного исследования [14] автором были проанализированы сто пенсионных дел граждан, получавших пенсии по Закону 1956 года и умерших до распада СССР [15]. Наибольшее количество назначений — 39 — было произведено в 1960-х годах; в 1970-х годах было назначено 28 пенсий, в 1980-х — всего 9. Из ста проанализированных пенсионных дел — тринадцать (13%) были назначены за работу в особых условиях труда. При этом во вредных условиях труда по Списку N 1 были заняты девять человек, а в тяжелых по Списку N 2 — четверо. Из них шесть мужчин и семь женщин. При этом семь человек работали в стекольном производстве (выдувальщики, составщики шихты), трое — в химическом (изготовление стекловолокна), по одному были заняты в кузнечном производстве, на лесозаготовках и на предприятии связи.
Заслуживает внимания еще один аспект. Показатели среднего возраста (продолжительность жизни) получателей пенсии по Закону 1956 года, пенсионные дела которых были исследованы автором, распределились следующим образом: средняя продолжительность жизни всех пенсионеров — 71,8 года; получателей пенсий по старости на общих основаниях — 73,7; получательниц пенсий — матерей, воспитавших пятерых детей, — 76,5; получателей пенсии по Списку N 2 — 68,3. Самый низкий показатель у пенсионеров по Списку N 1 — 62,9.
Также автором в 2007 — 2008 годах были опрошены пятьдесят граждан, проживающих в этом же городе и районе, ставших пенсионерами в советское время [16]. Тридцать девять респондентов приобрели этот статус в 1980-х годах, восемь — в 1970-х годах, двое — в 1990-м году и один — в 1968 году. Из пятидесяти опрошенных пенсии за работу в особых условиях труда получили двадцать два человека (44%): четырнадцать — по Списку N 1 (стекольное и химическое производства) и восемь — за работу в текстильной промышленности. Сравнивая процент занятости во вредных и тяжелых условиях труда (13 и 44%), видим, что к концу существования СССР этот показатель имел тенденцию к увеличению.
Таким образом, занятость на опасных для здоровья работах была достаточно распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Наряду с льготным пенсионным обеспечением (к концу существования СССР многие молодые люди при выборе жизненного пути уже знали, какие профессии помогут им досрочно уйти на пенсию), причины этого были следующими: прежде всего, в малых городах и в рабочих поселках предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда обычно были основными поставщиками рабочих мест. Плюс к этому — «вредные» профессии хорошо оплачивались. Так, заработки шестнадцати из двадцати двух респондентов, работавших на предприятиях с особыми условиями труда, позволили им получать максимальные пенсии, от 120 до 132 рублей. Согласно Статистическому ежегоднику, в 1985 году — году завершения «периода застоя» и начала «перестройки» — среднемесячная денежная зарплата по стране для промышленных рабочих составляла 212 рублей [17]. Для примера, пенсии респондентов, работавших в особых условиях труда, были назначены в 1984 — 1989 годы из следующих заработных плат: ткачихе текстильного комбината — из 287,89 рубля; прядильщице того же предприятия — из 287,59 рубля; наборщице стекломассы стекольного завода — из 255,92 рубля; размотчику стеклонити химического завода — из заработка 262,61 рубля и ткачу этого же химпредприятия — из 256,51 рубля.
Нельзя забывать и о том, что работа на предприятиях с вредными условиями труда была популярна у женщин именно из-за возможности в достаточно молодом возрасте (с 45 лет) получать пенсию. Девушки устраивались на такие предприятия, поступали в это время на учебу по заочной форме, рожали детей (периоды учебных отпусков и отпусков по уходу за детьми до полутора и позднее до трех лет засчитывались в специальный стаж), «вырабатывали» таким образом требуемые семь с половиной лет, а потом рассчитывались с этих предприятий и продолжали свой трудовой путь в другом месте, зная, что государство гарантирует им пенсионное обеспечение.
Интересный факт: в СССР к периодам работы во вредных и тяжелых условиях труда приравнивались служба в Советской армии, а также выборная партийная, комсомольская и профсоюзная работа, чем подчеркивалась их значимость для советского общества. Для этого требовалось выполнение двух условий: предельный срок не мог быть более 5 лет и служба или выборная работа должны предшествовать тяжелым работам или следовать непосредственно за ними. Этим правом, в частности, пользовались так называемые выдвиженцы из рабочих, которые, не выработав полный льготный стаж, переходили на работу на выборные должности. По свидетельству сотрудников одного из территориальных отделов социального обеспечения Владимирской области, рабочие заводов в беседах с участковыми инспекторами неоднократно говорили о том, что даже после фактического перехода на выборную должность руководители цеховых комсомольских, партийных и профсоюзных организаций по приказам продолжали числиться на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда [18]. В этом же территориальном собесе был доказанный случай назначения пенсии за работу по Списку N 1 работнице химического завода, которая на деле руководила художественной самодеятельностью предприятия и в течение всего «вредного» периода работы «пела и плясала». Бдительные коллеги в анонимном письме сообщили об этом злоупотреблении, и после ряда проверок выплата пенсии ей была прекращена, а переполученная сумма — возвращена государству [19].
Подводя общие итоги, можно сказать, что принятый в 1956 году Закон «О государственных пенсиях», унифицировав права граждан на льготное пенсионное обеспечение, распространил возможность получения таких пенсий на широкие слои советских граждан. В целом льготное пенсионное обеспечение выполнило свою основную задачу по привлечению рабочей силы в опасные для жизни производства. В результате действия Закона 1956 года на 1 января 1991 года в СССР правом на государственную пенсию по Спискам N 1 и N 2 пользовались 17,1% от общей численности работников, а на работах с опасными производствами были заняты 5829 тысяч человек, или 18,1% от общего числа работников [20]. При этом установление пенсионных льгот, связанных с работой в тяжелых и вредных условиях труда, и в первую очередь снижение пенсионного возраста может быть истолковано двояко: с одной стороны, как забота государства о своих гражданах, работающих в тяжелых условиях, с другой — как признание государством собственной неспособности создать на советских предприятиях нормальные условия труда, позволяющие им работать без опасения за собственное здоровье до более старшего возраста.

Это интересно:  Многодетный Отец Одиночка Какие Льготы И Выплаты Положены

1. Братановская М.С. Правовая организация управления социальным обеспечением в СССР в довоенный период (1918 — 1941 гг.) // История государства и права. 2010. N 19. С. 8.
2. Народное хозяйство в СССР в 1980 году. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 411.
3. Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС. Стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77.
4. Там же. С. 77.
5. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» // Социальное обеспечение в СССР. М.: Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1960. С. 7 — 22.
6. Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х — 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 47 — 51.
7. Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах: Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 // Государственное пенсионное обеспечение. М.: Профиздат, 1976.
8. Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах: Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 // Государственное пенсионное обеспечение. М.: Профиздат, 1976. С. 45 — 132, 183 — 272.
9. Богатырев И.Д. Сопоставление общей заболеваемости городского населения и рабочих промышленных предприятий // Советское здравоохранение. 1962. N 10. С. 43.
10. Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 — 1970 годы // Материалы XXIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. С. 239 — 241.
11. Михеев В.С. Некоторые вопросы развития системы льготного пенсионного обеспечения // Пенсия. 1997. N 9. С. 33.
12. Антонов В., Меленевский И. Социальный заказ науке // Труд. 1972. 16 июня.
13. Аникеева Л.В., Резчикова Е.А. География мониторинга численности и состава пенсионеров расширяется // Пенсия. 1998. N 11. С. 13.
14. Капустина О.В. Деятельность Советского государства по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан (вторая половина 1950-х — 1980-е гг.): Дис. . канд. ист. наук. СПб., 2010. 407 с.
15. Пенсионные дела 1-100 // Архив снятых с учета пенсионных дел Отдела социальной защиты населения Администрации города Гусь-Хрустальный Владимирской области (в 2001 г. архив был передан в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Гусь-Хрустальном. Пенсионные дела уничтожены в связи с истечением срока хранения).
16. Интервью 1-50/п. Гражданин, ставший пенсионером до распада СССР (Владимирская область) // Личный архив автора.
17. Народное хозяйство СССР в 1985 году. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 413.
18. Анкеты N 4/р, 7/р // Личный архив автора.
19. Анкета N 2/р // Личный архив автора.
20. Народное хозяйство СССР в 1990 году. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 104 — 105.

Это интересно:  Выплаты сотрудникам фсин компенсации по третьей группе

Досрочные пенсии за работу с вредными и тяжелыми условиями труда

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, установлено статьей 27 (пункт 1, подпункты 1 и 2) Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Этим правом пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1991 году, а также Списками № 1 и 2, утвержденными в 1956 году.

В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами, в том числе за период до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны в необходимых случаях осуществлять проверку достоверности представленных страхователем сведений.

Вредности доказательства вредности

За разъяснением по этому вопросу мы обратились к начальнику отдела анализа и мониторинга назначения пенсий и пособий управления внебюджетного Пенсионного фонда г.Ташкента Абдурашиду ИСМАИЛОВУ. Вот что он ответил:

А пока обратимся к истории зарождения этого требования в национальном законодательстве. Так, Постановлением N 250 впервые устанавливалось, что соответствие условий труда работников, предусматривающих право на льготную пенсию по возрасту (часть 1 списков NN 2, 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию), определяется с учетом аттестации рабочих мест. Эта норма отсылочного характера указывает, что аттестация проводится в порядке, установленном министерствами труда и здравоохранения. На тот момент она еще не влечет обязательности ее соблюдения. Последняя возникла лишь спустя 2 года, когда была утверждена Методика N 247. Только с этого момента проведение аттестации и хранение ее материалов в течение 50 лет становится обязательным для работодателя (пункт 1.9 Методики N 247).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от N 1173 — ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ

В соответствии с Законом о государственных пенсиях Совет Министров Союза ССР постановляет:
Утвердить прилагаемые списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Главные инженеры, заведующие горными работами, технические руководители; их заместители и помощники
Маркшейдеры и их помощники, главные (старшие) маркшейдеры
Главные (старшие) механики и механики, главные (старшие) энергетики и энергетики, старшие электромеханики и электромеханики, старшие электрики и электрики; их заместители и помощники
Геологи и их помощники, главные (старшие) геологи
Горные диспетчеры
Нормировщики (горные)
Хронометражисты (подземные)
Начальники смен
Начальники (заведующие, директора) эксплуатации и строительства шахт, шахтоуправлений (на правах шахт), рудников, горнорудных цехов (на правах шахт) и приисков с подземной добычей; их заместители и помощники по производству

2 список вредности

К работе по Списку №2 (тяжелые условия труда) — прибавляется работа по 1-му списку. Кроме того, в него могут быть включены периоды работы на ж/транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле.

  • Для мужчин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) более 12,5 лет, общего страхового – 25 лет. Пенсионный возраст для данной группы работников снижается до 55 лет.
  • Для женщин – наличие специального стажа (на соответствующей работе) более 10 лет, общего страхового – 20 лет. Пенсионный возраст для данной группы работников снижается до 50 лет.

Официальный сайт органов власти МО — Селенгинский район

В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие согласно законодательству право на указанную пенсию.

Списки N 1 и N 2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это означает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники государственных, кооперативных, акционерных и других организаций, где осуществляются работы, предусмотренные этими списками. Не имеет также значения, к какой отрасли экономики относится организация, в которой организовано то или иное производство, предусмотренное Списками N 1 и N 2. Например, такое производство может быть организовано на промышленном предприятии, в организации транспорта, связи, колхозе. Во всех случаях работники данного производства приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановление Совета Министров РБ№ 536 от

4. Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, принять меры по обеспечению своевременного и качественного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в установленные законодательством сроки. Координация работ по аттестации рабочих мест возлагается на Министерство труда и социальной защиты.

В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» и в целях упорядочения названий производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: