Создание Ассоциации Снт 217-Фз

Федеральный закон от 29 июля 2022 г

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
    • Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
    • Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
  • Глава 2. Создание товарищества (ст.ст. 7 — 10)
    • Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
    • Статья 8. Устав товарищества
    • Статья 9. Порядок создания товарищества
    • Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
  • Глава 3. Членство в товариществе (ст.ст. 11 — 15)
    • Статья 11. Права и обязанности члена товарищества
    • Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
    • Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
    • Статья 14. Взносы членов товарищества
    • Статья 15. Реестр членов товарищества
  • Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью (ст.ст. 16 — 21)
    • Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
    • Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
    • Статья 18. Правление товарищества
    • Статья 19. Председатель товарищества
    • Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
    • Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
  • Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках (ст.ст. 22 — 23)
    • Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
    • Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства
  • Глава 6. Имущество общего пользования (ст.ст. 24 — 25)
    • Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
    • Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования
  • Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества (ст. 26)
    • Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества
  • Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества (ст.ст. 27 — 28)
    • Статья 27. Реорганизация товарищества
    • Статья 28. Ликвидация товарищества
  • Глава 9. Заключительные положения (ст.ст. 29 — 55)
    • Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
    • Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
    • Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
    • Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
    • Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
    • Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    • Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
    • Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
    • Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
    • Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
    • Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
    • Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
    • Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
    • Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
    • Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 54. Переходные положения
    • Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Решено отказаться от механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющихся членами. Введена обязанность таких лиц вносить плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества, за текущий и капитальный ремонт.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2022 г., в «Российской газете» от 2 августа 2022 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 31 (часть I) ст. 4766

Что изменилось в законах для дачников

  1. содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплата арендных платежей за имущество;
  2. расчеты с организациями, снабжающими тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение;
  3. расчеты с оператором по обращению с ТКО;
  4. благоустройство земельных участков общего назначения;
  5. охрана территории и обеспечение пожарной безопасности;
  6. проведение аудиторских проверок товарищества;
  7. выплата зарплаты лицам по трудовым договорам;
  8. организация и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;
  9. уплата налогов и сборов.

Перечень целей, на которые могут быть направлены членские взносы, является закрытым.

Установлено, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Кроме того, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

  • отсутствие возрастного ценза для участия в товариществе;
  • две формы товариществ: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества;
  • два вида вносов: членские и целевые;
  • закрытый перечень целей, на которые могут быть использованы членские взносы;
  • открытый перечень мероприятий, на которые могут быть использованы целевые взносы;
  • четкий порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов;
  • изменен срок избрания в орган товарищества — 5 лет;
  • пользование скважинами до 1 января 2022 года без получения лицензии;
  • скорректировано правовое положение садоводов-индивидуалов;
  • введено понятие садового дома, садового земельного участка, а понятия дачных земельных участков и дач упразднены;
  • определен порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот.

Закон N217-ФЗ регулирует широкий спектр отношений: от создания товариществ до индивидуального садоводства и огородничества.

Взносы определяются, как денежные средства, которые вносятся гражданами — членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N217-ФЗ и уставом товарищества. Ранее допускалось внесение как денег, так и имущественных паевых взносов.Внесение вступительных взносов не предусмотрено. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества. Причем периодичность внесения членских взносов не может быть чаще одного раза в месяц.

  • корпоративная (основанная на членстве) некоммерческая организация;
  • учредители – граждане;
  • создается на добровольных началах;
  • не отвечает по обязательствам своих членов, члены ТСН не отвечают по его обязательствам;
  • органами ТСН являются: общее собрание членов ТСН (высший орган), правление (постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган), председатель (единоличный исполнительный орган).

Для того, чтобы разобраться, как ассоциация может служить альтернативой товариществу собственников недвижимости (далее – ТСН), дачному некоммерческому партнерству (далее – ДНП) и садоводческому некоммерческому товариществу (далее – СНТ), давайте разберемся в этих организационно-правовых формах. Прежде всего отметим, что поскольку законодательством установлено одинаковое правовое положение и режим образования ассоциаций и союзов, и данные понятия обычно используются как тождественные, в данной статье под ассоциацией будет пониматься, в том числе, союз.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут создаваться, в том числе, в такой организационно-правовой форме, как ТСН, которыми признаются добровольные объединения собственников недвижимого имущества, созданные ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Недвижимое имущество – это помещения в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилые дома, садовые дома, садовые или огородные земельные участки и т.п.

Кроме того, пунктом 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе избрание ревизионной комиссии (ревизора), что указывает на необходимость наличия в ассоциации контрольно-ревизионного органа.

  • членами ДНП могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет;
  • члены ДНП не отвечают по его обязательствам, а ДНП не отвечает по обязательствам своих членов (подробнее — Ответственность НКО)
  • ДНП имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности;
  • ДНП как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано;
  • ДНП считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, печать с полным наименованием ДНП на русском языке;
  • ДНП вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием;
  • органами управления ДНП являются: общее собрание его членов (высший орган управления), правление (коллегиальный исполнительный орган) и председатель правления;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ДНП осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество«, в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости»», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

огородный земельный участок— тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Закона № 217-ФЗ (статья 26) вводятся обязанности муниципалитетов по разработке своих муниципальных и инвестиционных программ поддержки садоводства и огородничества, предусматривающих, помимо просветительской работы по популяризации ведения садоводства и огородничества или введения специальных подразделений, занимающихся реализацией региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества, решение таких очень важных задач, как:

С момента введения Закона № 217-ФЗ в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

Это интересно:  Ип Сдает В Субаренду Нежилое Помещение Налогообложение

217-ФЗ изначально был призван с 1 января 2022г. регламентировать «уклад жизни» товариществ, обеспечивать прозрачность распоряжения общественными средствами и пресекать возможное злоупотребление полномочиями со стороны председателя. Ведь на основании именно этого закона членские взносы было принято уплачивать на расчетный счет товарищества, а не наличкой председателю, как было раньше (об этом подробнее в нашей статье: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону в 2022 году»).
Правда спустя полгода, после принятия 217-ФЗ, слуги народа поняли, что открыть расчетный счет в банке товариществу не так уж и просто, ведь надо вынести данный вопрос на общее собрание его членов (о том, как проходят такие собрания в условиях пандемии, читайте здесь), которое еще и собрать надо (набрать необходимый кворум), а это СНТ или ОНТ, где люди пребывают сезонно. Соответственно оперативно исполнить требования нового закона оказалось достаточно затруднительно.
Тут наши доблестным депутатам пришло в голову навести дополнительный «марафет» в процессе перехода СНТ и ОНТ на «безнал», руководствуясь, естественно, благими намерениями:
Мол так и так, долго наша помощь до потребителей доходит, надо ускорить процесс и разработали вышеописанный законопроект, в целях обеспечения возможности скорейшего перевода товариществ на безналичные расчеты. Правда поправки в новый закон о СНТ не могли утвердить целых 1,5 года.

  • принятие решения об открытии/закрытии банковских счетов СНТ и ОНТ должно было перейти в полномочия правления товарищества, а не оставаться исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества;
  • об открытии/закрытии банковских счетов товарищества председатель должен отчитаться на ближайшем общем собрании.
  • приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования;
  • передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков (в границах товарищества), в государственную или муниципальную собственность РФ;
  • а также о регистрации прав на объекты недвижимости общего пользования, расположенных в границах товарищества для собственных нужд и (или) о кадастровом учете таких объектов недвижимости;

В 2022 году открытие дачного сезона совпало с принятием 162-ФЗ от 25.05.2022 г., утверждающего поправки в закон о СНТ 217-ФЗ. На самом деле законопроект был внесен в Государственную Думу еще в ноябре 2022 года и на тот момент касался лишь вопросов, связанных с закрытием и открытием банковских счетов СНТ. Однако, в первоначальной редакции законопроект принят не был, вдобавок окончательный вариант расширил список изменяемых нормативных правовых актов. В данной стать мы расскажем о последних нововведениях в законе о СНТ в 2022 году.

Спустя 1,5 года согласований и редакций поправки к закону о СНТ были утверждены законом 162-ФЗ от 25.05.2022г. и что же мы видим, а точнее не видим?
Статью 18 (закона 217-ФЗ) о правлении товарищества оставляют без изменений, а это значит, что решение об открытии/закрытии банковских счетов товарищества так и будет приниматься на общем собрании его членов со всеми вытекающими из этого сложностями. Браво!
Аргументировали подобную «кастрацию» тем, что передача полномочий по открытию/закрытию банковских счетов товарищества приведет к понижению уровня контроля со стороны граждан за осуществлением органами управления своих полномочий, а как следствие – непрозрачность финансовой деятельности. Т.е. ситуацию с данными поправками как нельзя лучше описывает старая добрая пословиц: «за что боролись, на то и напоролись!»
В свою очередь комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям хотел оставить за правлением товарищества право открытия первичного банковского счета при создании такого товарищества. Правда и этому не суждено было сбыться, поскольку пункт об учреждении товарищества дополнили фразой о том, что в решении об учреждении товарищества уже должны быть указаны сведения об открытии банковского счета, а данное решение (об учреждении товарищества) принимается учредителями. Они же (учредители) данным решением назначают и правление товарищества, т.е. априори правление (которого еще по факту нет) не способно принять решение об открытии даже первичного банковского счета.
Не смотря на все метаморфозы данного законопроекта, справедливости ради стоит отметить, что в него дополнительно все же были внесены рациональные поправки (которых в первоначальной редакции не было), касающиеся вопросов кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости в границах и (или) интересах товарищества.

Возможны случаи, когда товарищество было ликвидировано, собственники земельных участков создавать его вновь не стали, но прежние порядки были сохранены. Как раз в такой ситуации оказался один из читателей «АГ»: СНТ было ликвидировано еще в 2011 г., но до сих пор проводятся общие собрания, прежние члены товарищества избирают и переизбирают председателей и т.д. В подобных случаях права собственников земельных участков защитить будет трудно. Выход здесь – либо продавать участок, либо создавать товарищество вновь. В последнем случае защитить свои права собственникам будет проще.

Эта проблема носит исключительно практический характер. Как известно, высший орган товарищества – общее собрание его членов. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества), а также образуется ревизионная комиссия (ревизор). Председатель, члены правления товарищества и ревизионная комиссия избираются на общем собрании членов товарищества (ст. 16 Закона № 217-ФЗ).

Недавно на почту «АГ» поступил вопрос: «Возможно ли уменьшение взносов садоводов-индивидуалов, если некоторые из них улучшили условия на своих участках самостоятельно: пробурили скважину на воду и провели электричество от городской трансформаторной подстанции (в СНТ есть своя ТП, но подключиться от нее не было технической возможности)? Правомерны ли наши требования о вычете стоимости электроэнергии, используемой для подачи воды в СНТ, и стоимости ремонта водовода, которым мы не пользуемся, о вычете соцнормы на электричество, так как мы оплачиваем электричество по индивидуальным счетам?»

По Закону № 217-ФЗ определение размера и срока внесения членских взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для садоводов-индивидуалов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Поэтому, если размер обязательных взносов явно необоснован, как в данном случае, нужно обратиться к председателю товарищества с требованием о его уменьшении и поставить этот вопрос на общем собрании. Если даже после этого садоводам-индивидуалам не пойдут навстречу, целесообразно написать претензию. В случае если ответ на нее не последует или будет дан отрицательный ответ, придется идти в суд.

В ст. 7 Закона № 217-ФЗ перечислены цели создания и деятельности товарищества: 1) обеспечение благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества; 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами госвласти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов членов товарищества.

217 ФЗ о садоводческих товариществах

Различие есть и в организационно-правовых формах. В Законе 66-ФЗ указываются 3 формы, а в новом уже больше. Полностью исключено понятие «потребительский кооператив». Они были предназначены для закупки излишков сельхозпродукции, поставляемой на рынок садоводами и огородниками с целью получения дополнительного дохода от своей деятельности на своих участках. ДНТ также больше не существует.

То есть, согласно нормам нового закона, садоводы и огородники теперь участники гражданско-правовых отношений. Они должны входить в состав товариществ собственников недвижимости, которые могут быть в виде СНТ и ОНТ. Объединение садоводов – это СНТ, а огородников – ОНТ.

Построить садовый или жилой дом, по нормам нового закона, можно только на землях, которые располагаются в СНТ. Садовый дом – это сезонное жильё, в котором собственник и члены его семьи могут проживать во время сезонного отдыха. Садовый дом построить проще, нежели капитальный.

Члена товариществ по-прежнему сдают взносы на нужды своего объединения. Они также делятся на членские и целевые. Последние могут быть использованы только для достижения определённых целей. Если в протоколе собрания собственников будет сказано, что нужно сдать определённую сумму на покрытие дорог в СНТ, то эти деньги могут быть потрачены только сюда, а не на замену электропроводов.

  • появилась возможность исключения из членов товарищества. Основание – неуплата обязательных взносов в течение 2 месяцев;
  • нет обязанности по обязательному вступлению в члены СНТ или ОНТ, даже если участок отказавшегося расположен в пределах этого некоммерческого объединения;
  • тот человек, который не является членом товарищества, теперь может принимать участие в общих собраниях и выступать по вопросам, которые несут лично для него дополнительное финансовое бремя;
  • появилась возможность проведения тайного голосования;
  • определён порядок лицензирования водяной скважины.

Особенности закона о садовых и огороднических товариществах – с 2022 года

  • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
  • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются
    • установление границ огородных ЗУ и образование огородных ЗУ и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется. Основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  1. участки находятся в собственности учредителей товарищества
  2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования
  • садовый земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд, сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей
  • садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (строить садовые дома можно безо всяких разрешений и согласований)
  • жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) – в случае, когда земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 ФЗ №217 c сопутствующими пояснениями), при этом:
    • под жилым домом понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
    • c 03.08.2022 получать разрешение на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома не требуется, но для проведения строительства необходимо уведомить местную администрацию о планируемом строительстве жилого или садового дома заказным письмом по почте, через портал госуслуг или через МФЦ, указав с своём уведомлении те сведения, что перечислены в пункте 1 статьи 51.1 ГрК РФ – уведомительный порядок возведения жилых домов установлен ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 340-ФЗ от 03.08.2022 г. – иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС (до 1 марта 2022 года по таким домам допускается регистрация собственности без направления уведомлений о начале и окончании строительства)
    • в срок не позднее 1 месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик должен подать в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (статья 16 ФЗ № 340-ФЗ, а также части 16 – 21 статьи 55 ГрК РФ)
  • хозяйственные постройки – сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд
  • огородный земельный участок – тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур
  • имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд:
    • объекты капитального строительства
    • земельные участки общего назначения
    • движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества
    • имущество общего пользования (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности) используется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество
  • земельные участки общего назначения – ЗУ, являющиеся имуществом общего пользования:
    • такие участки предусмотрены утвержденной документацией по планировке территории
    • такие участки предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
    • такие участки могут предназначаться для размещения другого имущества общего пользования
  • взносы – денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе (членами товарищества), на расчётный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества
  • территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются утвержденной документацией по планировке территории
  1. взносы могут быть только двух видов – членские и целевые
  2. вступительных взносов не будет
  3. взносы нужно перечислять на расчётный счёт товарищества,
  4. наличные взносы не допускаются
  5. размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества
Это интересно:  Права Ребенка В 15 Лет В России Кратко Обществознание
  • минимальное количество членов товарищества – 7
  • избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз, а чтобы его «свергнуть», нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов товарищества
  • в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники
  • документы товарищества должны храниться 49 лет
  • члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчётностью
  • если нужны копии каких-то документов, то члены товарищества могут их получить за плату, установленную общим собранием, но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий, а выдача копий документов органам власти делается бесплатно
  • члены товарищества обязаны выполнять решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества
  • введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство» – это сделано в целях предотвращения правовых неопределённостей
  • садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами
  • на огороднических участках нельзя возводить капитальные строения – на них можно построить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости
  • разница между садоводами и огородниками, по новому закону:
    1. садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них
    2. огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания
  • если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на момент вступления закона в силу на постройки должно быть зарегистрировано право собственности
  • если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то такие дома придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики
  • владельцам участков с незарегистрированными строениями нужно знать, что в ближайшем будущем планируется законодательное установление впятеро большего налога на землю
    • по этому поводу ведётся разработка соответствующего законопроекта (о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми стоимость выявленных объектов недвижимости будет определяться как кадастровая стоимость участка, на котором расположены незарегистрированные строения, умноженная на определенный коэффициент)
  • установлено, что максимальная площадь земель общего пользования (в их числе земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, помойки, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) составляет до 1/4, то есть 25% от той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми
  • имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков:
    • у обладателей больших долей налог будет выше, что вряд ли их порадует, а вот для иных садоводов и огородников такое положение по налогу, наверное, обрадует, но радость будет относительной, так как их налоги, всё же, увеличатся, поскольку за свою долю коллективного имущества платить все равно придётся
  • разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, а в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им такая возможность предложена законом (причём как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков)
  • прописаны полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
    1. для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества
    2. возможность для общих собраний членов товарищества на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность – иными словами, коллективную собственность, по новому закону, можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу (например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги – муниципальным властям), и такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности
    3. при неуплате взносов более чем 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой, помойкой) и платить за это столько же, сколько члены, лишившись лишь права голосовать на общем собрании
  • доработано понятие «границы территории товарищества» – оно заменено на «территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд», так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом
  • конкретизировано определение понятия «имущество общего пользования», установлены возможные виды и цели использования такого имущества, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью
  • для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
    1. обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества
    2. право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества
    3. право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования
  • в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков
  • упрощён порядок лицензирования скважин товариществ –требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2022 года:
    • в закон «О недрах» вводится статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2022 года без получения лицензии на пользование недрами
  • Обратите внимание : возможность предоставления льгот по уплате взносов (система дифференцированной уплаты взносов) должна быть предусмотрена уставом товарищества. Конкретные условия, при выполнении которых предоставляется льгота по уплате взносов, могут быть приняты общим собранием. При принятии решений важно, чтобы все владельцы земельных участков имели равные возможности воспользоваться льготами.

    Утверждение общим собранием предоставления льгот при своевременной уплате взносов и добровольном выполнении решений общих собраний и требований законодательства является наиболее эффективным способом установления персональной финансовой ответственности каждого владельца земельного участка на территории товарищества.

    Согласно статье 14 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2022 N 217-ФЗ с 1 января 2022 г. (далее ФЗ-217) в товариществах будет только два вида взносов от членов товарищества:

    Например, срок уплаты членских и целевых взносов — 1 августа 2022 г. в размере 14 руб. с 1 кв. м площади земельного участка (1 400 руб. за 1 сотку). При уплате членских взносов до 1 июля 2022 г. члену товарищества предоставляется единовременная льгота в размере 2 руб. с 1 кв. м (200 руб. за 1 сотку) при одновременном выполнении следующих условий:

    Данные выводы полностью соотносятся с нормами Закона о ведении гражданами садоводства, не предусматривающего заключения договоров на пользование инфраструктурой и имуществом общего пользования с правообладателями земельных участков, не являющимися членами товарищества.

    Утвердили поправки к 217-ФЗ

    В 2022 году открытие дачного сезона совпало с принятием 162-ФЗ от 25.05.2022 г., утверждающего поправки в закон о СНТ 217-ФЗ. На самом деле законопроект был внесен в Государственную Думу еще в ноябре 2022 года и на тот момент касался лишь вопросов, связанных с закрытием и открытием банковских счетов СНТ. Однако, в первоначальной редакции законопроект принят не был, вдобавок окончательный вариант расширил список изменяемых нормативных правовых актов. В данной стать мы расскажем о последних нововведениях в законе о СНТ в 2022 году.

    • приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
    • создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования;
    • передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков (в границах товарищества), в государственную или муниципальную собственность РФ;
    • а также о регистрации прав на объекты недвижимости общего пользования, расположенных в границах товарищества для собственных нужд и (или) о кадастровом учете таких объектов недвижимости;
    • принятие решения об открытии/закрытии банковских счетов СНТ и ОНТ должно было перейти в полномочия правления товарищества, а не оставаться исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества;
    • об открытии/закрытии банковских счетов товарищества председатель должен отчитаться на ближайшем общем собрании.

    217-ФЗ изначально был призван с 1 января 2022г. регламентировать «уклад жизни» товариществ, обеспечивать прозрачность распоряжения общественными средствами и пресекать возможное злоупотребление полномочиями со стороны председателя. Ведь на основании именно этого закона членские взносы было принято уплачивать на расчетный счет товарищества, а не наличкой председателю, как было раньше (об этом подробнее в нашей статье: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону в 2022 году»).
    Правда спустя полгода, после принятия 217-ФЗ, слуги народа поняли, что открыть расчетный счет в банке товариществу не так уж и просто, ведь надо вынести данный вопрос на общее собрание его членов (о том, как проходят такие собрания в условиях пандемии, читайте здесь), которое еще и собрать надо (набрать необходимый кворум), а это СНТ или ОНТ, где люди пребывают сезонно. Соответственно оперативно исполнить требования нового закона оказалось достаточно затруднительно.
    Тут наши доблестным депутатам пришло в голову навести дополнительный «марафет» в процессе перехода СНТ и ОНТ на «безнал», руководствуясь, естественно, благими намерениями:
    Мол так и так, долго наша помощь до потребителей доходит, надо ускорить процесс и разработали вышеописанный законопроект, в целях обеспечения возможности скорейшего перевода товариществ на безналичные расчеты. Правда поправки в новый закон о СНТ не могли утвердить целых 1,5 года.

    Спустя 1,5 года согласований и редакций поправки к закону о СНТ были утверждены законом 162-ФЗ от 25.05.2022г. и что же мы видим, а точнее не видим?
    Статью 18 (закона 217-ФЗ) о правлении товарищества оставляют без изменений, а это значит, что решение об открытии/закрытии банковских счетов товарищества так и будет приниматься на общем собрании его членов со всеми вытекающими из этого сложностями. Браво!
    Аргументировали подобную «кастрацию» тем, что передача полномочий по открытию/закрытию банковских счетов товарищества приведет к понижению уровня контроля со стороны граждан за осуществлением органами управления своих полномочий, а как следствие – непрозрачность финансовой деятельности. Т.е. ситуацию с данными поправками как нельзя лучше описывает старая добрая пословиц: «за что боролись, на то и напоролись!»
    В свою очередь комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям хотел оставить за правлением товарищества право открытия первичного банковского счета при создании такого товарищества. Правда и этому не суждено было сбыться, поскольку пункт об учреждении товарищества дополнили фразой о том, что в решении об учреждении товарищества уже должны быть указаны сведения об открытии банковского счета, а данное решение (об учреждении товарищества) принимается учредителями. Они же (учредители) данным решением назначают и правление товарищества, т.е. априори правление (которого еще по факту нет) не способно принять решение об открытии даже первичного банковского счета.
    Не смотря на все метаморфозы данного законопроекта, справедливости ради стоит отметить, что в него дополнительно все же были внесены рациональные поправки (которых в первоначальной редакции не было), касающиеся вопросов кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости в границах и (или) интересах товарищества.

    Это интересно:  Что Положено Молодой Семье Без Детей

    Особенности закона о садовых и огороднических товариществах – с 2022 года

    Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется. Основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

    • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений:
      • ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты объединений граждан, все совместно представлявшие 9 самостоятельных юридических форм некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства
    • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
    • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
    • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливалась во внушительные суммы (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
    • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями

    Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2022 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

    1. председатель – единоличный исполнительный орган
    2. правление – постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган:
      • с предельной численностью не менее 3 человек, но не более 5% от числа членов товарищества – такое условие создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью
    3. ревизионная комиссия (ревизор) – с подотчётностью общему собранию членов товарищества
    1. организация снабжения товариществ тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, снабжение топливом
    2. финансирование комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества
    3. безвозмездное приобретение в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность имущества общего пользования (в соответствии с заявлениями товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования имущества):
      • автомобильных дорог
      • объектов электросетевого хозяйства
      • водоснабжения
      • связи и другие объекты, расположенного в границах территории садоводства или огородничества
    4. предоставление в приоритетном порядке государственной и муниципальной поддержки гражданам, имеющим право на внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение садовых и огородных участков

    В статье 37 были внесены корректировки в закон о сельскохозяйственной кооперации. В 4-й перечислялись различные направления деятельности таких организаций. В перечне присутствовали садоводческие и огороднические. Теперь оба они обозначаются одним термином. Такая деятельность относится к растениеводческой.

    Последние столкнутся с необходимостью выполнять перерегистрацию. При прохождении этой процедуры они должны решить, к какому из двух разрешённых видов товариществ они будут относиться — к садовому или огородническому. Такое решение принимают на собрании большинством.

    Высший уровень управления — собрание членов. Между ними руководство должен осуществлять единоличный исполнительный орган — председатель. Необходимо выбрать правление, которое будет принимать текущие решения. Ведение деятельности проверяется ревизором. Заседание будет правомочным при условии, что на нём присутствует не менее половины списочного состава. Решения на нём применяется при помощи открытого голосования.

    Таким образов видно, что в первом случае предоставляются более широкие права. Закон даёт примерный список хозяйственных построек. Он включает в себя следующее: колодцы, подземные сооружения, сараи, помещения для теплиц, навесного типа, бани. Цель возведения этих построек состоит в создании удобств для лиц, проживающих на этой земле. Они не должны использоваться для посторонних целей. Требования к таким постройкам определяются действующим градостроительным регламентом.

    После завершения процедуры владельцу будет выдана выписка из реестра, которая подтвердит его право собственности на построенное на участке жильё. Оформление производится с предоставлением всех необходимых документов на дом и на тот земельный участок, на котором он расположен.

    СНТ-новый закон о садоводческих товариществах ФЗ-217 от 29 июля 2022 г

    8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

    2. Садоводческое некоммерческое товарищество по решению общего собрания членов товарищества вправе изменить свой вид на товарищество собственников жилья без изменения организационно-правовой формы товарищества собственников недвижимости в случае его соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного удовлетворения следующим условиям:

    25. Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.

    7. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

    Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

    А можно ли вообще создать садоводческое товарищество по 217-ФЗ

    Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей… (ст. 7)

    — территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

    Создание садоводческих некоммерческих товариществ с 01 января 2022 года регулирует Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2022 N 217-ФЗ.

    — то есть пока нет документации по планировке территории не может возникнуть границ, а пока нет границ, нет территории, а если нет территории, то нет имущества общего пользования, а если нет имущества общего пользования, то невозможно создать товарищество так как оно не может создано в связи с отсутствием возможности достижения целей.

    Создание Ассоциации Снт 217-Фз

    1. Администрация либо предприятие выдавало участки в рамках конкретного массива. Создавалось СТ. Часть земли распределялась садоводам, часть выдавалась в качестве ЗОП. То есть некий массив земли был первичен. СТ (садовое товарищество) было инструментом для объединения садоводов при достижении общих целей: распределение участков, создание, содержание объектов инфраструктуры. Садоводы появлялись после создания товарищества, так как понятия «права собственности» в сегодняшнем понимании в тот момент не существовало, товарищество было инструментом распределения. Границы такого СТ утверждались соответствующим постановлением администрации. Утверждался генплан. Это важно, так как собственники земельных участков, расположенных в границах СНТ обязаны нести расходы на содержание и создание имущества общего пользования до тех пор, пока существует СТ (СНТ, потом ТСН). Не существует способа выйти, быть исключенным из СНТ так, чтоб не платить. Даже если Ваш участок расположен одновременно на «землях населенных пунктов» и СНТ.

    Для того, чтоб понять какие могут быть права и обязанности у учредителя СНТ, давайте определимся, кто такие учредители СНТ. При слове «учредитель» у большинства возникает ассоциация со словом «хозяин». Если бы СНТ было коммерческой организацией, то это действительно было так. Учредители делили бы между собой прибыль (дивиденды) в соответствии с размером долей в уставном капитале. В рамках СНТ учредители — это те люди, которые в 2002 или в последующих годах отнесли в налоговую инспекцию документы на регистрацию СНТ (которое до момента регистрации было просто СТ): устав, протокол и форму. Согласно 66-ФЗ, учредители становятся членами СНТ с момента его регистрации (как юридического лица). Соответственно далее они обладают теми же правами и обязанностями, что и рядовые члены. Они могут быть исключены, выйти из членов СНТ добровольно, снова вступить в СНТ и так далее.

    2. Современные товарищества — результат коммерческого интереса (ДНП, ДНТ и прочие, начиная с 2008года). Некий предприниматель приобретал поля, менял РВИ, разрабатывал генплан (и не всегда утверждал его в администрации), межевал участки (на ЗОП и индивидуальные), продавал их всем желающим. Суть в том, что 66-ФЗ не наделил учредителей особыми правами, что могло (и приводило) к злоупотреблению. Получилось, что собственник всего массива учредил СНТ на своей земле. Оформил на приближенных несколько участков — они стали соучредителями. Протоколами общего собрания членов (пока члены только учредители) могли быть зафиксированны «удобные» решения. Все, кто приобретал участки в последующем, разумеется, знали, что покупают в СНТ, а значит и свои права, и обязанности. Для участия в общих собраниях нужно быть членом. Только в члены желающих можно не принимать годами. Таким образом, право голоса у садоводов не появляется, а обязанности по уплате остаются… Все решения при этом принимаются теми самыми учредителями. Но это худший из вариантов.

    Вот тут-то и появляется особый смысл в учредительстве, так как в территорию ТСН могут попасть только участки учредителей. Это конечно не исключало бы юридических проблем садовых товариществ, созданных по второму типу (коммерсантами). Смысл остается тот же, только провернуть схему сложнее. Но, законодатель дал право голоса по вопросам создания, распоряжения имуществом общего пользования и определения размера платежей индивидуальным садоводам. Более того, если права индивидуалов по этим вопросам будут нарушены, они смогут обратиться в суд за оспариванием соответствующих решений общего собрания. С финансовой точки зрения это исключает злоупотребления со стороны членов-учредителей.

    Что касается механизма смены учредителей, то скорее всего он не появится. После утверждения документов территориального планирования будет неважно, кто в последствии будет внесен в ЕГРЮЛ как учредитель, так как учредительство самим садоводам, как физическим лицам, никаких дополнительных (по сравнению с рядовыми членами и индивидуалами) возможностей, прав и обязанностей не дает.