Счет 30310 Пени Недоимка

Порядок взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам

О принятом органами ФНС решении о взыскании неуплаченных сумм налога, сбора, пени или штрафа должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения. При недостаточности средств в кассе и на расчетных счетах налогоплательщика для погашения недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам взыскание накладывается на его имущество.

2.4. изымается имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНЕЙ И ВЗЫСКАНИЯ СУММ НЕДОИМКИ, А ТАКЖЕ ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

Один экземпляр акта с приложением расчета пеней вручается плательщику (уполномоченному представителю). При этом на экземпляре акта, остающемся на хранении в органе ПФР, плательщиком (уполномоченным представителем) производится запись: «Экземпляр акта с приложением расчета пеней получил», которая заверяется его подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

Исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, а также сумм начисленных штрафов и процентов за счет имущества плательщика — физического лица должно быть подано органом ПФР в арбитражный суд (при наличии статуса индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (при отсутствии статуса индивидуального предпринимателя) в течение 3-х месяцев после истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании и направление в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета плательщика, инкассового поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств в бюджет Пенсионного фонда производится в 10-дневный срок после истечения срока исполнения требования.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения службы уполномоченных ПФР на основании расчетных ведомостей, сведений о доходах и документов, представленных плательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у уполномоченного ПФР.

В указанном акте фиксируются сумма недоимки, сумма пеней, начисленных на недоимку, суммы штрафных санкций, применяемых к плательщику страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также суммы процентов, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 21

2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.3. К отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 — 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

2.2. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

1.1. Заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.

1.2. Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

  • 1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);
  • 2) утратил силу. — Федеральный закон от 29.09.2022 N 325-ФЗ;
  • 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьёй в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учёт в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия её с учёта в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

В СЧЕТ УПЛАТЫ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ

Однако прежде чем перечислять денежные средства, рекомендуем вам уточнить, нельзя ли этого избежать. В частности, в счет уплаты недоимки, пеней и (или) штрафов можно зачесть переплату по налогам с учетом правила абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ. См. об этом следующий раздел.

Более того, если переплата возникла по тому же налогу или в тот же бюджет, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее, то штрафы начисляться не должны вовсе. Ведь в такой ситуации реальной недоплаты в бюджет не было. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 (п. 42). Он находит отражение в решениях нижестоящих судов, которые освобождают налогоплательщиков и от уплаты пеней (Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2008 N КА-А40/5702-08-1,2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.11.2008 N 14037/08), ФАС Уральского округа от 03.07.2009 N Ф09-3766/09-С2).

Для его реализации вам необходимо подать заявление о зачете в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ. На его основании в течение 10 рабочих дней налоговики должны принять решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Подчеркнем, что если вам известно о наличии переплаты по проверяемым или другим налогам соответствующего вида и вы согласны с претензиями налоговиков, то заявление о ее зачете имеет смысл подать как можно раньше. Ведь законодательство не запрещает делать это на любой стадии налоговой проверки.

Схема: Порядок взыскания (списания) недоимки, пеней, штрафов, процентов со счетов налогоплательщика в банке

— об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему РФ (Приложение N 5 к Приказу);

— об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему РФ (Приложение N 6 к Приказу).

— об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему РФ (Приложение N 5 к Приказу);

В первую очередь налоговый орган взыскивает недоимку (пени, штрафы, проценты) с рублевых расчетных счетов налогоплательщика (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ). Если же денежные средства на них отсутствуют или их недостаточно для погашения задолженности, взыскание может производиться:

Кроме того, неисполненные или частично исполненные поручения инспекции на списание и перечисление денежных средств со счетов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента отзываются по решению налогового органа в случаях, установленных абз. 6 — 11 п. 4.1 ст. 46 НК РФ.

Чтобы взыскать величину недоимки за счет денежных сбережений, имеющихся на счетах должника, фонд переедет в банковское учреждение, обслуживающее счета этого лица, поручение с указанием суммы долга. По поручению банк в пределах одного дня обязан произвести операцию по списанию необходимой денежной суммы и передаче ее в пользу фонда по соответствующим реквизитам. Если сумма выражена в иностранной валюте, то добавляется еще один день на осуществление процедуры. Если денег на счетах должника не хватает на покрытие возникшего долга, то банк будет их списывать в пользу фонда по факту их поступления.

Недоимка возникает, если плательщик не перечислит положенную величину страховых пенсионных, медицинских и социальных платежей в срок до 15-го числа включительно за завершившийся месяц. Причем на каждый вид обязательного страхования следует формировать самостоятельную платежку с перечислением средств в пользу фонда.

Ежемесячный обязательный страховой платеж предусмотрен для лиц, выплачивающих вознаграждения наемным работникам и отчисляющих с этих сумм взносы на различные виды страхования (для работодателей, в роли которых могут выступать иностранные или российские юрлица, ИП, частнопрактикующие лица).

Для тех плательщиков, которые не имеют сотрудников, предусмотрены обязательные платежи медицинского и пенсионного характера, уплачиваемые на счета ФФОМС и ПФР в срок до конца текущего года. Данные платежи осуществляются за себя и носят обязательный характер, исчисляются они плательщиками самостоятельно с учетом текущего МРОТ и уровня дохода в части его превышения 300000 руб. в год.

В статье рассмотрим недоимку по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: процедуру взыскания, срок, а также расчет пени. Плательщики взносов обязательного страхового характера несут обязанность по своевременной уплате страховых сумм в полном объеме, а также по представлению соответствующих бланков расчетов с достоверными сведениями по обязательным страховым платежам.

4.2. На недоимку, имевшуюся по состоянию на 1 июля 1993 года или образовавшуюся в период с 1 июля 1993 года до 26 июля 1996 года включительно, — в размере 1 процента за каждый день просрочки. То есть, если страхователь имел в период с 1 июля 1993 года до 26 июля 1996 года недоимку по платежам в Фонд в размере 1 000 000 руб., то начиная с 1 июля 1993 года до 26 июля 1996 года включительно на эту сумму необходимо начислять пени в размере 1 процента за каждый день просрочки или в сумме 10 000 руб. вплоть до 26 июля 1996 года;

1. Для Фонда социального страхования Российской Федерации изменение размера пени, начисляемой и взимаемой на недоимки по платежам в ФСС РФ, обязательно в соответствии с его законодательным изменением для Пенсионного фонда РФ. Исходя из этого, пени на недоимки по платежам в ФСС РФ должны начисляться и взиматься:

Это интересно:  Смотреть Могут Ли Арестовать Единственное Жильё В Счёт Долга По Кредиту В Размере Ста Тысяч

При нарушении установленного при регистрации страхователя срока (даты) перечисления страхователем разницы между доходами и расходами в распоряжение исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (независимо от причин данного нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой (с учетом дебиторской и кредиторской задолженности страхователя и исполнительного органа Фонда за проверяемый период — взаиморасчетов по месяцам) и взыскивается исполнительным органом Фонда со страхователя с начислением пени.

4.1. На недоимку, образовавшуюся до 1 июля 1993 года, — в размере 0,1 процента за каждый день просрочки. То есть, если страхователь имел по состоянию на 1 июля 1993 года недоимку по платежам в Фонд в размере 1 000 000 руб., то до 30 июня 1993 года включительно на эту сумму необходимо начислять пени в размере 0,1 процента за каждый день просрочки или в сумме 1 000 руб.;

На основании статьи 8 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год» N 88-ФЗ, введенного в действие 10 июля 1996 года, установлено, что в 1996 году за несвоевременную уплату страховых взносов работодателями, включая обязательные взносы с работников, начисляется пеня в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (Банка России) за каждый день просрочки.

При обжаловании решения о взыскании налоговой санкции его исполнение приостанавливается (п. 4 ст. 103.1 НК РФ). Срок обжалования, наименование вышестоящего органа и его местонахождение, а также порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налоговики должны указывать в решении о привлечении к налоговой ответственности начиная с 1 января 2006 г. (п. 3 ст. 101 НК РФ), но только в тех решениях, которые вынесены по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом. В отношении других лиц НК РФ не обязывает налоговиков включать в решение о привлечении к ответственности такую информацию (п. 8 ст. 101.1 НК РФ).

Перед обращением в суд работники ТОПФР направляют страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней. На это им отводится не более 3 месяцев после наступления срока уплаты взносов (ст. 70 НК РФ). Но у ТОПФР нет сведений об уплате или неуплате страховых взносов, так как контроль за их уплатой ведут налоговики. На основании каких документов специалисты ПФР должны определить размер недоимки и рассчитать сумму пеней? Налоговые органы самостоятельно выставляли страхователям требования об уплате недоимки по страховым взносам и рассчитывали пени. По мнению ВАС РФ, такой подход не нарушал положений законодательства о страховых взносах (п. 13 Информационного письма N 79).

В ст. 2 данного Закона указано, что законодательство о пенсионном страховании включает в себя Федеральный закон N 165-ФЗ . В пп. 4 п. 1 ст. 11 этого Закона наряду с другими обязанностями страховщикам установлена обязанность не только взыскивать со страхователей суммы недоимки по страховым взносам, начислять пени, но и налагать штрафы. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Абзацем 3 ст. 2 Закона N 167-ФЗ определено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому ТОПФР придерживаются порядка взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, установленного НК РФ (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).

Итак, в течение 3 месяцев со дня поступления от налоговых органов сведений о задолженности страхователей работники ТОПФР направляют должникам требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). В требовании должны быть указаны:

Федеральная налоговая служба в письме разъяснила, в чем разница между уточнением платежа и зачетом переплаты. Если налогоплательщик вовремя перечислил налог, но позднее обнаружил ошибку в платежке, не повлекшей неуплату этого налога в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении платежа. В таком случае датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа.

Как известно, налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 НК РФ). В пункте 4 Налогового кодекса указаны только два вида ошибок в «платежке», при которых налог не признается уплаченным: неправильный номер счета Федерального казначейства или ошибочное наименование банка получателя платежа. Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимка не возникает.

Важное 22 апреля 2022 г. 13:21 Мацепуро Н.А. Журнал «» № 7/2022 В договорах поставки, подряда и оказания услуг (да и во многих других договорах) стороны иногда связывают возникновение обязанности по оплате с моментом получения от другой стороны счета на оплату. Как показывает практика, счет чаще всего отсылается по факсу или электронной почте и доказательств его отправки не сохраняется.

Судьи пояснили, что денежного характера встречных требований достаточно для того, чтобы признать их однородными. По сути, Президиум ВАС РФ признал законным зачет основного долга и неустойки, ликвидировав препятствие в виде оспоримости одного из требований. При этом судьи подчеркнули, что проведение взаимозачета не лишает кредитора (должника по «неустоечному» обязательству) требовать уменьшения размера неустойки по правилам ст.

  1. , № 9
  2. , № 6
  3. , № 5
  4. , № 5
  5. , № 4
  6. , № 4
  7. , № 4
  8. , № 4
  9. , № 3
  10. , № 1
  1. , № 24
  2. , № 23
  3. , № 23
  4. , № 13
  5. , № 9
  6. , № 8
  7. , № 5
  8. , № 4
  9. , № 3
  10. , № 3
  11. , № 2
  1. , № 19
  2. , № 11
  3. , № 10
  4. , № 8
  5. , № 7
  6. , № 5
  7. , № 5
  8. , № 3
  1. , № 23
  2. , № 23
  3. , № 18
  4. , № 12
  5. , № 11
  6. , № 10
  7. , № 9
  8. , № 8
  9. , № 7
  10. , № 6
  11. , № 6
  12. , № 5
  13. , № 5
  14. , № 5
  15. , № 4
  16. , № 4
  17. , № 2
  18. , № 1
  1. , № 23
  2. , № 17
  3. , № 16
  4. , № 15
  5. , № 14
  6. , № 7
  7. , № 7
  8. , № 5
  9. , № 3
  10. , № 3
  11. , № 3
  12. , № 1
  1. , № 24
  2. , № 23
  3. , № 23
  4. , № 21
  5. , № 21
  6. , № 13
  7. , № 8
  8. , № 7
  9. , № 6
  10. , № 6
  11. , № 5
  12. , № 5
  13. , № 5
  14. , № 4
  15. , № 2
  1. , № 21
  2. , № 20
  3. , № 19
  4. , № 18
  5. , № 18
  6. , № 17
  7. , № 13
  8. , № 11
  9. , № 7
  10. , № 7
  11. , № 7
  12. , № 5
  13. , № 4
  14. , № 2
  15. , № 2

Однако, если учесть, что ст. 103.1 не предусматривает возможность взыскания штрафа за счет денежных средств организации и индивидуального предпринимателя, находящихся на счетах в банках, а обязывает налоговый орган направить собственное решение о взыскании налоговой санкции судебному приставу-исполнителю и указанная статья является специальной по отношению к общей ст. 46 НК, применение последней не имеет смысла, поскольку самостоятельно взыскать штраф со счета на налогоплательщика налоговый орган не вправе.

Пункт 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление ФАС Уральского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф09-5102/05-С2, Постановление ФАС Уральского округа от 11 января 2006 г. N Ф09-6021/05-С7.

Признаком пресекательности срока также является то, что по его окончании происходит безусловное прекращение материального права налогового органа на взыскание недоимки и корреспондирующей ему обязанности налогоплательщика по ее уплате после шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования налогового органа. Таким образом, если по истечении пресекательного срока взыскания обязательных платежей, пеней, санкций, установленного НК, налогоплательщиком в добровольном порядке указанные суммы уплачены в бюджет, они должны рассматриваться как излишне уплаченные и при наличии недоимки подлежат зачету, а при ее отсутствии — возврату на основании пп. 5 п. 1 ст. 21, ст. 78, 79 НК .

Постановление ФАС Уральского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф09-5800/05-С7, Постановление ФАС Уральского округа от 30 ноября 2005 г. N Ф09-5412/05-С7, Постановление ФАС Уральского округа от 29 ноября 2005 г. N Ф09-5411/05-С7, Постановление ФАС Уральского округа от 23 сентября 2004 г. N Ф09-3938/04-АК.

Согласно п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК.

Начисление пени на безнадежную недоимку

При невозможности взыскать налог из-за пропуска пресекательных сроков налоговые органы пытаются взыскать с налогоплательщика пеню, выставляя Требование об уплате налога и указывая в нем лишь сумму пени. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 января 2004 года №Ф09-4965/03-АК:

«Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес общества направлено требование N 274 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 30.06.03, в том числе и по уплате пени — 94678,82 руб., начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц. Указанное требование в оспариваемой части выставлено в результате начисления пени на недоимку по названному налогу за 1998 год в сумме 2869055 руб. 14 коп., установленную актом проверки N 12 от 25.06.1999. Считая неправомерным выставление оспариваемого требования, в которое включена пеня, относящаяся к периоду деятельности предприятия за 1998 г., по которому в 2002 г. году истек трехлетний срок на проведение мероприятий налогового контроля, а по взысканию сумм недоимки за 1998 г. налоговым органом пропущен пресекательный срок в отношении порядка их принудительного взыскания, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения инспекцией положений ст. 69 НК РФ, выразившегося в отсутствии в оспариваемом акте налогового органа сведений о размере задолженности по налогу, периоде, за который образовалась пеня, а также об установленных сроках уплаты налога. Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока давности для взыскания суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц, на которую начислена спорная сумма пени, и из того, что указанная сумма пени начислена за период с 06.05.2003 по 30.06.2003, то есть после истечения сроков для взыскания задолженности по налогу. Вывод судов обеих инстанций является правильным, соответствует материалам дела и налоговому законодательству РФ. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Из анализа п. 4 ст. 69, п. п. 5 и 6 ст. 75 НК РФ следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены. В Информационном письме N 71 от 17.03.2003 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Исходя из ч. 6 ст. 13 АПК РФ, системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, ч. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ и универсальности воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки по налогу, соответственно начисленных пеней и штрафов также является три года. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что задолженность по налогу на доходы физических лиц за 1998 г. установлена актом проверки N 12 от 25.06.1999. Срок для взыскания указанной суммы задолженности в принудительном порядке истек. Данный факт нашел свое подтверждение во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2003 по делу N А60-6864/03 (изменено постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2003). Пеня является платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена. Учитывая, что оспариваемое требование инспекции направлено на произвольное увеличение сроков, установленных для принудительного взыскания суммы пени, данное требование нарушает права налогоплательщика и обоснованно признано судом недействительным.»

При невозможности взыскать налог из-за пропуска пресекательных сроков налоговые органы пытаются взыскать с налогоплательщика пеню, выставляя Требование об уплате налога и указывая в нем лишь сумму пени. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 января 2004 года №Ф09-4965/03-АК:

Это интересно:  Чернобыльцы Ликвидаторы Г Омска 198687г Какие Имеют Льготы Во Всех Инстанциях

Таким образом, при пропуске сроков на взыскание налога налоговый орган также теряет право на взыскание пени с такой недоимки. Если провести очень грубую аналогию, то можно сослаться на следующую норму: недействительность основного обязательства (недоимка) влечет недействительность обеспечивающего его обязательства (пеня) (пункт 3 статьи 329 ГК РФ). То есть можно сказать, что недоимка, по которой пропущен пресекательный срок, приобретает несколько другие свойства, что выражается в невозможности начисления на нее пени. В противном случае налоговые органы могли бы до бесконечности начислять пеню, которая бы в скором времени перекрыла сумму недоимки.

В соответствии со ст. 59 НК Списание безнадежных долгов по налогам и сборам недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ по региональным и местным налогам и сборам — соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням. [c.304]

Требование об уплате налога (Приложение I, бланк 6) направляется налогоплательщику в случае наличия у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком в указанный в нем срок. Направление требования об уплате налога является обязательным условием последующего применения налоговым органом мер принудительного взыскания недоимки. [c.92]

Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных документах на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, взыскание недоимки по налогам и пени, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Банком России. [c.514]

НЕДОИМКА — сумма налога или другого обязательного платежа в доход бюджета, не внесенная плательщиком в установленный срок подлежит взысканию в бесспорном порядке (см. Бесспорное взыскание средств). На Н. начисляется пеня в размере 0,05%, а по местным налогам и сборам — 0,1% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока платежа по день уплаты просроченных сумм включительно. За нарушение сроков уплаты обязательных платежей и допущение Н. руководители предприятий и бухгалтеры привлекаются к ответственности. [c.22]

Несколько иной порядок установлен в отношении сумм излишне взысканного с налогоплательщика налога. Эти суммы подлежат возврату налогоплательщику налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат ему излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки или задолженности. Налогоплательщик может подать заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае признания факта излишнего взыскания налога налоговый орган, рассмотрев заявление налогоплательщика, обязан возвратить излишне взысканные суммы, а также уплатить проценты на эти суммы. При этом проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в размере действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. [c.119]

Счет 30310 Пени Недоимка

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2010, N 31, ст.4198, N 48, ст.6247; 2013, N 30 (ч.1), ст.4081; 2022, N 27 (ч.1), ст.4173, 4176, 4177, N 49, ст.6844; 2022, N 31, ст.4821, N 53 (ч.1), ст.8419, 8472), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2022, N 41, ст.6269),

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Органы, в компетенцию которых входит оформление Справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, и принятие решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку), указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

недоимка и задолженность по пеням и штрафам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации);

6. В случае принятия в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований и представительного органа федеральной территории «Сириус», устанавливающих дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, соответственно, по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, списание указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам производится в соответствии с Порядком на основании документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований.

Налоговое законодательство устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный срок составляет 3 года (ст. 113 НК РФ). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Таким образом, указанный срок давности может применяться только для взыскания штрафов, но не применяется к самой сумме задолженности.
Следовательно, НК РФ не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов , в том числе и в принудительном порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3).
По данному вопросу существует и иная точка зрения. Так, исходя из пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик не обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, более четырех лет. Таким образом, можно сделать вывод, что давность взыскания недоимки должна быть ограничена тремя годами, так как за пределами этого срока налоговый орган не сможет подтвердить документами факт возникновения недоимки. Данная позиция подтверждается обширной судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09, от 29.07.2008 N КА-А40/6762-08; ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-1648/02; ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10520/08-С3; Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).
Распространенной ранее являлась ситуация, при которой налоговыми органами сумма недоимки, нереальной к взысканию, включалась в справки о состоянии расчетов с бюджетом, которые запрашивались организациями. Такие справки, как правило, необходимы для привлечения кредитов или участия в тендерах и конкурсах. В указанном случае организациям приходилось погашать задолженность или же отказываться от получения кредита (участия в конкурсе). Налоговые органы обосновывали свои действия тем, что ст. 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 допускали списание недоимки только в отношении ликвидируемых организаций. Данные выводы подтверждались в Письме Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04. Следует отметить, что некоторым налогоплательщикам удавалось через суд обязать налоговый орган выдать справку без указания в ней задолженности, взыскание которой невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10913/09-С3).
После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/[email protected]

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее — налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).
В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки . И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Это интересно:  Как Снять Деньги С Сертификата Семья

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов . Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
— сумме задолженности по налогу;
— размере пеней, начисленных на момент направления требования;
— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
— сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета — и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2022 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03-02-07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Организация освобождается от ответственности в случае подачи уточнённой декларации после истечения срока для её подачи и уплаты налога, если до предоставления уточнённой налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени 13 .

Для целей бухучета штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов – налоговые санкции. Такой подход не противоречит задачам бухучета, в частности обеспечению полной и достоверной информации о деятельности организации и основным принципам его ведения – рациональности и приоритету содержания перед формой (п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией.

Если налогоплательщик добровольно не исполнит требование об уплате налога, налоговый орган в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования принимает решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке. Если указанный срок пропущен, то взыскание может производиться только в судебном порядке (п.

Обязанность по уплате (сбора) прекращается:

  1. с уплатой (сбора);
  2. с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).
  3. со смертью налогоплательщика;
  4. с ликвидацией организации-налогоплательщика;

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок.

НК РФ исходит из того, что обязанность по уплате налогов и сборов должна исполняться налогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам (плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплате налогов (сборов), НК РФ предусматривает возможность принудительного исполнения этой обязанности.

Соответственно датой выявления недоимки является дата решения, принятого по результатам той или иной проверки. Налоговые инспекторы могут выявить налоговую недоимку у налогоплательщика и вне рамок мероприятий налогового контроля. Например, инспекторы могут сравнить суммы налога, указанные налогоплательщиком в декларации.

Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст.

В соответствии со ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п.1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного Письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).В соответствии со ст.46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика.

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

К этому же моменту в работе ПФР относится начисление штрафов за несвоевременное представление индивидуальных сведений, представление работодателем индивидуальных сведений не в полном объеме или недостоверных сведений. За не представление индивидуальных сведений по 1 марта после отчетного года Вашему работодателю, а также индивидуальному предпринимателю будет начислен штраф в размере 10% к сумме начисленных страховых взносов и взыскан бесспорно по ранее описанной схеме. Если Ваш страхователь представил индивидуальные сведения не в полном объеме, то работники ПФР не вправе отказать ему в приеме в установленные сроки индивидуальных сведений, но при последующем не представлении в установленный для устранения замечаний срок ему будет начислен штраф в сумме 10% от начисленных страховых взносов по тем работникам, на кого не представлены индивидуальные сведения.

Для страхователей это следующий день за датой, установленной для выплаты заработной платы, но не позднее 15 числа месяца следующего за месяцем, за который выплачивается зарплата и одновременно в банк представляется платежное поручение на уплату страховых взносов. При этом уплачивается 6 % на выплату базовой части пенсии в составе единого социального налога ( ЕСН ) и 14% собственно страховых взносов на страховую часть пенсии также в составе ЕСН. В настоящее время ЕСН составляет 26 % от фонда оплаты труда, т.е. той суммы, которую страхователь начисляет на доходы всех работников фирмы. Поэтому в своем расчетном листке Вы не увидите ни сколько на Ваш лицевой счет в ПФР начислили страховых взносов, ни сколько соответственно перечислили. Как об этом узнать мы рассказали в предыдущем подразделе. ЕСН в размере 26 % раскладывается на 3,2 % отчислений в Фонд социального страхования РФ ( из него оплачиваются больничные листы работникам предприятия, путевки детям в лагеря отдыха и др.), 2,8 % составляют отчисления в Фонды ( Федеральный и территориальные) обязательного медицинского страхования ( из него оплачиваются услуги во Вашему обязательному медицинскому страхованию) , 20 % отчисляется в Федеральный бюджет. Из него в дальнейшем направляются средства в ПФР в размере 6% для выплаты базовой части трудовой пенсии и 14% для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, которые учитываются и контролируются налоговыми органами и передаются в ПФР для формирования доходной и расходной частей бюджета ПФР. Соответственно средства на страховую и накопительную части трудовой пенсии зачисляются на Ваш индивидуальный лицевой счет. Это касается как юридических лиц- страхователей (работодателей),так и индивидуальных предпринимателей, если они используют труд наемных работников.

Имеется еще одна категория страхователей, которые уплачивают страховые взносы, но не представляют индивидуальные сведения в установленные сроки, нарушая Ваши пенсионные права. Как правило они сменили свой фактический адрес, но не сообщили об этом в налоговые органы и в ПФР. В настоящее время к воздействию на таких работодателей подключились территориальные органы Прокуратуры. Подумайте страхователи стоит ли нарушать установленные пенсионными законами требования, а Вы наши читатели – застрахованные лица обязательно получите один раз в год выписку из индивидуального лицевого счета и проверьте нарушает ли работодатель Ваши пенсионные права.

В предыдущем подразделе мы рассказали Вам как должен уплачивать страховые взносы Ваш страхователь (работодатель) или как уплачивается фиксированный платеж, если Вы индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус. При неуплате в установленный срок страховых взносов в ПФР возникает недоимка, т.е. просроченный платеж.

А теперь возможно самое интересное в этом подразделе. Не будем углубляться в историю вопроса взыскания недоимки. На протяжении более 15 лет ПФР принимал различные меры воздействия к должникам, которые были небезуспешны с участием налоговой полиции. И только с 2006 года территориальным органам ПФР предоставлено право бесспорного взыскания недоимки и начисленных на нее пени через службу судебных приставов при сумме недоимки для юридических лиц до 50 тыс.руб. и до 5 тыс.руб.по индивидуальным предпринимателям . До этого года все недоимки и пени взыскивались через Арбитражные суды.