Форум По Ук И Упк В Мае 2022 Года Рк

УПК РК с изменениями на 2022 год

Таким образом, системность национального права в целом является определяющей в решении вопроса о том, быть или не быть системным отраслевому праву. Очевидно, что единство и целостность системы национального права обеспечиваются системностью отраслевого права. Последнее, в свою очередь, требует системности внутри своей структуры и т.д. Такой подход является отражением таких принципов системности, как структурность, иерархичность и многоуровневость.

1. Администрация мест предварительного заключения обязана немедленно передавать органу, ведущему уголовный процесс, адресованные ему жалобы лиц, задержанных по подозрению в совершении уголовного правонарушения или содержащихся под стражей в качестве меры пресечения.

Сообразно этому, рабочая группа под руководством заместителя Генерального прокурора РК И. Д. Меркеля по разработке предложений, направленных на усовершенствование УПК РК, ставила своей задачей создание Новой редакции УПК РК, о чем неоднократно на уровне различных форумов говорилось руководителями различных ведомств, включая правоохранительные органы. Наиболее весомую позицию в деле разработки Новой редакции УПК РК занимал председатель Конституционного Совета РК профессор И.И. Рогов. Вместе с тем, И.И. Рогов в Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» (по итогам работы за 1997 год), в котором дан анализ обращению Председателя Верховного Суда о рассмотрении соответствия Конституции статьи 200 УПК КазССР, пояснил, что оспариваемая норма «не нарушает конституционное право обвиняемого на неизменяемость предусмотренной законом подсудности без его согласия. Решение Конституционного Совета по данному обращению было учтено в новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан» (выделено нами – Б.Х.Т.) [3]. Это означает, что политика в сфере уголовно-процессуальных отношений изменилась в пользу нового УПК РК в целом с одновременным отказом от первоначального плана по созданию «Новой редакции».

Большие перемены ждут работников прокуратуры. Их полномочий станет меньше. В частности, они не смогут выдавать санкции на принудительное освидетельствование. Также прокуратура не будет санкционировать «негласные следственные действия». То есть те, которые обычно не подлежат разглашению. Речь идёт, к примеру, о негласном видео- или аудиоконтроле местности или какого-либо лица, или о прослушке телефона, или о контрольной закупке. Все эти санкции теперь будет назначать суд.

3. При наличии оснований и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, прокурор вправе своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя. Надзор за законностью досудебного расследования осуществляет уполномоченный на то прокурор.

Провести комплексный анализ новых УК, УПК и УИК на предмет необходимости введения дополнительных штатных единиц следователей и дознавателей, прокуроров, следственных судей, сотрудников уголовно-исполнительной системы, путем увеличения лимитов штатной численности органов, осуществляющих досудебное расследование

1. Утвердить прилагаемый Единый государственный план действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систему исполнения уголовных наказаний (далее — Единый государственный план).
2. Государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, центральным и местным исполнительным органам, другим государственным органам обеспечить неукоснительное и своевременное исполнение мероприятий Единого государственного плана.
3. Правительству Республики Казахстан до 20 января 2022 года представить в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о реализации Единого государственного плана.

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект распоряжения Президента Республики Казахстан «Об утверждении Единого государственного плана действий по переходу на новую модель уголовного закона и уголовного судопроизводства, усовершенствованные законодательство об административных правонарушениях и систему исполнения уголовных наказаний».

Регламентировать порядок изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, изъятых документов, денежных средств в национальной и иностранной валюте, наркотических средств, психотропных веществ по уголовным делам судом, органами прокуратуры, уголовного преследования и судебной экспертизы

Провести разъяснительную работу в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы по основным новеллам новых УИК, а также УК, УПК, и КоАП в части затрагивающих права лиц, содержащихся под стражей и осужденных

УПК РК значительно расширил процессуальные права адвокатов-защитников, которым разрешили: защищать заподозренных свидетелей, назначать и проводить на договорной основе судебные экспертизы, ходатайствовать о депонировании показаний свидетелей и потерпевших и многие другие.

6) в целях повышения ответственности прокуроров за соблюдением законности, прав и свобод граждан, введен новый участник уголовного судопроизводства – «процессуальный прокурор», который назначается таковым для осуществления надзора по конкретному досудебному расследованию, с самого его начала, включая поддержание по нему государственного обвинения в суде;

4 июля 2022 г. в Республике Казахстан (далее – РК) был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК РК), который вступил в действие с 1 января 2022 г. Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2022 г., утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858, предусматривала принятие нового УПК РК для достижения следующих основных целей:

8) введен новый вид следственных действий – «предоставление документов и предметов», позволяющий гражданам предоставлять дознавателю, следователю или суду относящиеся к делу документы и предметы по их инициативе, ими располагающих. Дознаватель и следователь обязаны их принять и осмотреть, а если представленные документы и предметы имеют свойства для признания их вещественными доказательствами, они обязаны вручить представившему их лицу заверенную копию протокола их осмотра;

– результативной реализации принципа процессуальной экономии уголовного процесса, предполагающей: упрощение применения норм закона, направленное на улучшение правового положения граждан в уголовном судопроизводстве; рациональное распределение и использование средств, выделяемых государством на обеспечение уголовного судопроизводства;

УПК РК 2022 с последними изменениями

1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, основанными на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежат включению в настоящий Кодекс.

2. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и конституционным законом Республики Казахстан действуют положения конституционного закона. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и иными законами действуют положения настоящего Кодекса.

1. Фактические данные должны быть признаны не допустимыми в качестве доказательств, если они получены с нарушениями требований настоящего Кодекса, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса или нарушением иных правил уголовного процесса при досудебном расследовании или судебном разбирательстве дела повлияли или могли повлиять на достоверность полученных фактических данных, в том числе:

4. Фактические данные, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, признаются недопустимыми в качестве доказательств и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого обстоятельства, указанного в статье 113 настоящего Кодекса.

1. Прокурор – должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, уголовного преследования на всех стадиях уголовного процесса, а также полномочия в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан и с настоящим Кодексом: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, первый заместитель, заместители Генерального Прокурора Республики Казахстан, их старшие помощники и помощники, Главный военный и Главный транспортный прокуроры Республики Казахстан, прокуроры областей, городов республиканского значения, столицы и их заместители, начальники структурных подразделений, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры, действующие в пределах полномочий, установленных настоящим Кодексом. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.

Поправки в ук рф к 1 мая 2022

Вот это можно как-то спрогнозировать.

  • незапланированные “маленькие”, которые распространяются на очень узкий контингент сидельцев. Когда будет такая амнистия, оценить очень сложно и нужно понимать, что скорее всего она будет не для вас или вашего родственника;
  • Чаще всего такое событие приурочивают к праздникам или торжественным датам, к примеру, ко Дню Конституции или Победы в ВОВ. В прошлом году правительство собиралось провести амнистию, однако коронавирусная пандемия нарушила многие планы, поэтому пришлось повременить.

    Глава государства положительно оценил предложение общественников о необходимости проведения масштабной амнистии, но вместе с этим предупредил, что этот вопрос необходимо тщательно проанализировать, чтобы свести к минимуму риски и какие-либо негативные последствия.

    Этот акт позволяет проявить гуманизм к тем гражданам, которые были осуждены за совершение преступлений, квалифицированных, как незначительные или средней тяжести, а также существенно снизить нагрузку на систему исполнения наказаний. Несмотря на прямое поручение Президента, информации из официальных источников о подготовке законопроекта на данный момент нет.

    1. обязательными работами на срок до 240 часов;
    2. штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
    3. принудительными работами на срок до одного года;
    4. лишением свободы на срок до одного года.

    УПК РК с изменениями на 2022 год

    1. Решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками процесса, а также физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия затрагивают их интересы.

    Введены существенные послабления для людей, обвиненных в экономических преступлениях. Отменена уголовная ответственность за лжепредпринимательство — создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, с целью уйти от налогов или получить кредиты. К слову, отмена статьи «Лжепредпринимательство» была предложена Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».

    Если попросить среднестатистического казахстанца назвать пять наиболее часто критикуемых профессий, то полицейские, прокуроры и судьи с большой вероятностью в этот список войдут. Полностью удовлетворенный их работой гражданин – скорее, исключение, чем правило.

    3. При наличии оснований и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, прокурор вправе своим постановлением принимать дела к своему производству и лично производить расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя. Надзор за законностью досудебного расследования осуществляет уполномоченный на то прокурор.

    Применение на территории Республики Казахстан уголовно-процессуального права иностранного государства органами расследования и судом иностранного государства или по их поручению органом, ведущим уголовный процесс, допускается, если это предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

    1. В целях выполнения задач уголовного судопроизводства орган уголовного преследования обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, их наказанию, равно как принять меры к реабилитации невиновного.

    10. Суд обеспечивает сторонам право в рассмотрении дела по первой и апелляционной инстанции; обвиняемый и его защитник допускаются при рассмотрении дела в кассационном и надзорном порядке по вновь открывшимся обстоятельствам. Сторона обвинения должна быть представлена государственным либо частным обвинителем при рассмотрении судом каждого уголовного дела. Другие случаи, когда стороны обязаны участвовать в рассмотрении дела судом, определяются настоящим Кодексом.

    Это интересно:  Налог На Автомобиль Для Пенсионеров В 2022 Году Льготы В Москве

    3. Компетенция суда, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им уголовного судопроизводства определяются законом и не могут быть произвольно изменены. Учреждение чрезвычайных или специальных судов под каким бы то ни было названием для рассмотрения уголовных дел не допускается. Приговоры и другие решения чрезвычайных судов, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат.

    5) «надзорная инстанция» — коллегия Верховного Суда Республики Казахстан, рассматривающая в порядке надзора дело по ходатайству, протесту на вступившие в законную силу судебные решения, а также пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан, рассматривающее представление Председателя Верховного Суда или протест Генерального Прокурора;

    42) «жилище» — помещение или строение для временного или постоянного проживания одного или нескольких лиц, в том числе: собственные или арендуемые квартира, дом, садовый дом, гостиничный номер, каюта; непосредственно примыкающие к ним веранды, террасы, галереи, балконы, подвал и чердак жилого строения, кроме многоквартирного дома, а также речное или морское судно;

    Об адвокатах. Все наши мониторинги за эффективностью норм новых кодексов сведены к органам, ведущим уголовный процесс, а адвокатская деятельность несколько подзабыта. Тогда как в сравнение с УПК 1959 года (ст.ст. 23, 26), а также УПК 1997 года (ст.ст. 70, 71, 74 УПК), объем их компетенции и полномочий значительно возрос в рамках УПК 2022 года (ст.ст. 66-67, 70).

    Процесс доказывания очень сложный. На проведение следственных действий и составление протоколов их проведения требуется много времени. Поэтому следует существенно упростить их производство, например, с широким использованием аудио, видеозаписи проведения отдельных следственных действий (проверки показаний на месте, следственного эксперимента, обыска, опознания, допроса и т.д.) по аналогии с фиксацией средствами аудио, видеозаписи хода, содержания, результатов главного судебного разбирательства, применение которых затем фиксируется в кратком протоколе ГСР.

    О следователях. Здесь важно поднять процессуальную самостоятельность следователя, в том числе за счет сокращения по максимуму разных согласований и санкций, но с оставлением направления материалов проведенных следственных действий в адрес прокурора, а также сохранением права участников уголовного процесса на обжалование решений и действий следователя прокурору или следственному судье.

    Осуществляет общее руководство научно-исследовательской деятельностью университета, занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями, реализует политику коммерциализации результатов научной деятельности, организует и проводит международные, республиканские и региональные научные форумы, составляет годовые планы и отчеты по НИР и т.д.

    08 апреля 2022 года в г. Усть-Каменогорске проведено выездное заседание Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК по вопросам применения новых УК, УПК, УИК, на котором принял участие и выступил с докладом Директор НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции Университета КАЗГЮУ, д.ю.н., профессор М. Когамов.

    Page not found (404)

    1. admin/
    2. ckeditor/
    3. c/ /comment/ [name=’add_comment’]
    4. n/ /views/ [name=’add_views’]
    5. [name=’main_page’]
    6. r/ / [name=’main_rubric’]
    7. c/ / [name=’calendar_rubric’]
    8. r/ / / [name=’child_rubric’]
    9. n/ / [name=’show_news’]
    10. n/ /comments/ [name=’comments’]
    11. a/ / [name=’author_news’]
    12. search/ [name=’search’]
    13. p/ / [name=’show_page’]
    14. profile/ [name=’profile’]
    15. profile/pay/ [name=’pay’]
    16. profile/pay/transaction/ [name=’pay_transaction’]
    17. logout/ [name=’logout’]
    18. login/ [name=’login’]
    19. register/ [name=’register’]
    20. reset/ [name=’reset’]
    21. pdf/papers/ [name=’papers’]
    22. import_subscription/
    23. rss/news/
    24. __debug__/
    25. ^static/(?P

    «Предлагается, что дело в суд направляет орган расследования. А суд его единолично рассматривает без проведения судебных заседаний и выносит приговор. Перепроверить объективность выводов следствия судья не может. Значит, орган расследования может снизить обвинение, может завысить, под приказное подвести тяжкое преступление. Прокурора нет, некому проверять», – отметил Марат Ахметжанов.

    Планируется, что полномочия адвокатов будут расширены. Они смогут обращаться в суд с ходатайствами о производстве судебных следствий, для этого им не нужно будет ждать решения органов досудебного расследования. То есть они частично берут на себя функции следователей. Адвокаты будут иметь доступ ко всем материалам уголовного дела на любой стадии следствия.

    «Это минимизирует нарушения прав задержанных, так как они часто проявляются именно на этой стадии, – объяснил смысл поправки заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. – Этот период используется для получения признательных или иных доказательств».

    В Казахстане разрабатывают новый Уголовный кодекс. Также собираются ввести существенные поправки в работу судебной системы и уголовный процесс. Главная тема реформ – гуманизация. Как это скажется на жизни граждан и что для них изменится, обсуждали 15 сентября на круглом столе в КазНУ, куда приехал председатель Верховного суда Кайрат Мами, представители Генпрокуратуры и многие другие. Informburo.kz рассказывает о том, какие перемены готовятся в законодательстве.

    «Она (цифровизация уголовных дел. – Авт.) снимает много проблем – минимизирует фальсификации, становится всё прозрачным, – прокомментировал Марат Ахметжанов. –Ускорится следствие – есть шаблон документов. Можно взять электронную санкцию суда. Экономия бюджета, прозрачность и доступность уголовного процесса всем сторонам. Можно будет подавать ходатайства, это будут видеть надзорные органы, следователи обязаны будут в течение недели ответить. Спешу предупредить, что моментально мы не откажемся от бумаг, всё будет происходить постепенно, чтобы избежать недоработок».

    Заместитель Генерального прокурора подчеркнул, что вышеуказанные механизмы, предусмотренные в проектах УК и УПК, а также в Законе РК «О медиации», некоторые эксперты считают достаточными, полагая, что дальнейшее расширение прав медиаторов повлечет разглашение следственной тайны, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    «В проекте УК предусмотрено, что лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим, в том числе в порядке медиации, и загладило причиненный вред. Более того, указанная норма теперь будет носить обязательный характер. Закон «О медиации» предусматривает порядок проведения, форму и содержание медиативного договора. Согласно закону, это письменный договор о заглаживании вреда и примирении с потерпевшим. Для органа, ведущего уголовный процесс, договор является обстоятельством, исключающим уголовное преследование, в случаях, предусмотренных УПК», — заявил И.Меркель.

    «В частности, расширены категории виновных лиц, которым разрешается примиряться, в том числе по уголовным делам о тяжких деяниях — несовершеннолетним, беременным женщинам, имеющим малолетних детей, и другим. Также введена процессуальная сделка, оформляемая с согласия потерпевшего», — сообщил И.Меркель. По его словам, в общей части проекта УПК предусмотрено, что медиатор вправе с согласия сторон осуществлять процедуру медиации с самого начала до судебного расследования, то есть с момента регистрации заявления об уголовном правонарушении.

    В ходе двухдневной конференции прошли активные дискуссии по вопросам совершенствования правовых механизмов, направленных на упрощение и повышение эффективности уголовного процесса. Предлагаемые нововведения призваны существенно упростить и ускорить работу органов следствия, максимально приблизить уголовно-процессуальный закон к общепринятым международным стандартам, усилить гарантии защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в уголовный процесс.

    Новшества в УПК РК позволяют упростить уголовный процесс и смягчить наказание – М

    О том, как уже работают нормы принятого УПК РК в усовершенствованном уголовном судопроизводстве, корреспонденту Казинформа рассказал руководитель департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области Максат Кожабаев.

    Так, в январе 2022 года антикоррупционным департаментом зарегистрировано уголовное дело досудебного расследования в отношении руководителя организационно-финансового управления департамента госдоходов по Жамбылской области гр-ки Ж., подозреваемой в присвоении и растрате вверенного чужого имущества. «Будучи начальником отдела бухучета и финансово-хозяйственной деятельности налогового департамента области, используя свое служебное положение, Ж. совершила растрату вверенного чужого имущества. На карточный счет своей родственницы Ч., не работавшей в этой организации, Ж. перечисляла бюджетные денежные средства под видом командировочных расходов. Сумма перечисленных с мая по август 2022 года средств составила 3,5 млн. тенге», — рассказал М. Кожабаев.

    Гр-ке Ж., подозреваемой по уголовному делу досудебного производства по ст. 176 ч. 3 УК РК (в редакции 16.07.1997 года), вменяется присвоение или растрата вверенного чужого имущества, в группе лиц, по предварительному сговору, неоднократно, с использованием служебного положения.

    «В новом УПК РК ст. 612 «Досудебное расследование при заключении процессуального соглашения» кардинально упрощает досудебное производство, — сказал он. — Предусмотрено досудебное расследование в рамках заключенного процессуального соглашения в форме сделки о признании вины, что является новшеством. Суть такого соглашения в том, что лицо, совершившее уголовно наказуемое правонарушение, не оспаривает подозрение и доказательства в совершении преступления, характер и размер причиненного ею вреда, а наоборот — признает вину полностью».

    «Подозреваемая полностью признала свою вину, предъявляемые ей обвинения и полностью возместила нанесенный государству материальный ущерб, — говорит глава антикоррупционного ведомства области. — Она обратилась в наш департамент с ходатайством о заключении указанного соглашения, в случае подписания которого ей назначается наказание не более половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания согласно ч.3 ст.55 УК РК. Материалы уголовного дела направлены в прокуратуру области для решения вопроса о заключении процессуального соглашения. Принимая во внимание факт совершения уголовного правонарушения в 2022 году, действия подозреваемой Ж. квалифицированы по ст. 176 ч. 3 п. «б, г» УК РК», — отметил М. Кожабаев.

    НОВЕЛЛЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

    Главной целью концептуально новой редакции Уголовно-процессуального кодекса является упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами и наиболее полная защита конституционных прав граждан.
    Как всем известно, Законом Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года №118-VI ЗРК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности.
    Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного — незамедлительную и полную его реабилитацию, а также на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, формирование уважительного отношения к праву, развитие принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе.
    Государством приняты меры по защите бизнеса, в том числе от неправомерного вмешательства со стороны органов уголовного преследования. Законодательством предусмотрен запрет на содержание под стражей по экономическим преступлениям, на назначение наказания в виде лишения свободы за преступления в сфере экономики при возмещении ущерба, практически по всем составам экономических уголовных правонарушений снижены санкции.
    Принятие данных мер направлены на возмещение ущерба государству, снижение тюремного населения, снижение вмешательства органов уголовного преследования в экономические правоотношения в целях их урегулирования административными методами.
    Исключение составляют совершение таких преступлений как: рейдерства; легализации имущества, полученного преступным путем; изготовления и сбыта поддельных денег, ценных бумаг; принуждения к совершению сделки; экономической контрабанды; финансовых пирамид и ОПГ. Данные новшества предусмотрены статьей 147 УПК РК.
    Статья 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — УПК РК) предусматривает порядок процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
    В частности, в соответствии с пунктом 4 данной статьи, лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления на срок не более сорока восьми часов, а несовершеннолетний — на срок не более двадцати четырех часов, за исключением следующих случаев, когда допускается задержание на срок не более семидесяти двух часов при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления; террористического или экстремистского преступления; преступления в ходе массовых беспорядков; преступления в составе преступной группы; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленного преступления, повлекшего смерть человека; невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
    Также, одним из новшеств является и внесенные изменения в статью 179 УПК РК, согласно которой правоохранительные органы не вправе производить регистрацию заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения, а также о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.
    Таким образом, эта норма запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.
    В целях упрощения и повышения экономичности уголовного процесса, а также минимизации фальсификации материалов досудебного расследования и прозрачности уголовного процесса изменен и формат уголовного производства. Теперь, статья 42-1 УПК РК, предусматривает ведение уголовного судопроизводства в бумажном и (или) электронном форматах. При этом, лицо, ведущее уголовный процесс, по своему усмотрению может вести уголовное судопроизводство в электронном формате, о чем выносится мотивированное постановление. В случае невозможности дальнейшего ведения уголовного судопроизводства в электронном формате лицо, ведущее уголовный процесс, переходит на бумажный формат, о чем также выносится мотивированное постановление.
    Помимо этого важным аспектом реформирования является повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов.
    Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому в уголовно-процессуальном законодательстве адвокаты наделены более широкими полномочиями по сбору доказательств. В частности, в соответствии со статьей 70 УПК РК, адвокат вправе ходатайствовать перед следственным судьей о назначении экспертизы либо производстве органом досудебного расследования следственного действия, за исключением негласного следственного действия, в том числе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток.
    Одним из аспектов также является упрощение процедур расследования и обеспечения экономичности процесса. Сегодня расследование уголовных дел по прежнему является сложным и финансово-затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. В этой связи производство по ним будет максимально упрощено за счет создания особого порядка расследования уголовных проступков – приказного производства.
    Так, статьей 629-1 УПК РК предусмотрен порядок приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести, если собранными доказательствами установлены факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо; подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства своей вины в совершении уголовного правонарушения, согласен с квалификацией его действий (бездействия), размером (суммой) причиненного ущерба (вреда); санкция, совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф; подозреваемый заявил ходатайство, а потерпевший, а также гражданский истец и гражданский ответчик (в случае их участия по делу) выразили согласие с рассмотрением дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении. Нормами данной статьи подробно предусмотрены основания не возможности применения приказного производства (лица, заболевшего после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; несовершеннолетнего или лица, которое в силу физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту; лица, обладающего привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; лица, к которому в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан и др.).
    В целях повышения уровня защиты прав граждан в проводимой реформе является дальнейшее расширение судебного контроля за досудебной стадией.
    План нации – 100 конкретных шагов предусматривает поэтапную передачу следственным судьям полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека.
    В частности, внесенные изменения и дополнения в статью 55 УПК РК предусматривают полномочия следственного судьи в части санкционирования проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, дачи согласия органу досудебного расследования на неуведомление лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях; санкционирования применения залога; санкционирования принудительного освидетельствования; санкционирования принудительного получения образцов; рассмотрения вопроса о назначении экспертизы либо производстве органом уголовного преследования иных следственных действий, за исключением негласных следственных действий, в т.ч. если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток.
    Имеется ряд иных изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство, направленных на усиление защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

    В соответствии с ч.3 ст.55 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (далее — УК), по делам по которым выполнены все условия процессуального соглашения, срок или размер наказания за совершенное уголовное правонарушение не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

    Согласно ст.7 п.37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — УПК РК) процессуальное соглашение — соглашение, заключаемое между прокурором и подозреваемым, обвиняемым или подсудимым на любой стадии уголовного процесса или осужденным в порядке и по основаниям, предусмотренным УПК РК.

    Благодаря такому нововведению уголовный процесс на досудебной и судебной стадии идет проще и быстрее, правоохранительные органы и суды без проволочек восстанавливают нарушенные права граждан и привлекают к уголовной ответственности преступников. Самое главное, что потерпевшие получают компенсацию в короткие сроки.

    • Сделка о признании вины как форма процессуального соглашения заключается по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям — в случае согласия подозреваемого, обвиняемого с подозрением, обвинением.
    • Заключение такой сделки предполагает добровольность волеизъявления подозреваемого, обвиняемого на заключение такого соглашения, если они не оспаривают подозрение, обвинение, имеющиеся по делу доказательства, характер и размер причиненного вреда.
    • Подозреваемый, обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении процессуального соглашения в форме сделки о признании вины в любой момент досудебного производства по уголовному делу. Процессуальное соглашение может быть заключено по инициативе прокурора.
    • Орган ведущий уголовный процесс, получив ходатайство от подозреваемого, обвиняемого либо защитника о заключении сделки о признании вины в течение трех суток направляет его вместе с материалами уголовного дела прокурору.
    • Прокурор, усмотрев в деле возможность заключения процессуального соглашения, предлагает стороне защиты обсудить вопрос о его заключении либо письменно сообщает об отказе в удовлетворении ходатайства. Отказ прокурора от заключения процессуального соглашения обжалованию не подлежит, однако это не препятствует заключению процессуального соглашения в дальнейшем.
    • При рассмотрении вопроса о возможности заключения процессуального соглашения для выяснения обстоятельств прокурор вызывает подозреваемого, обвиняемого, его защитника и потерпевшего, у которых выясняет мнение.
    • Одним из условий заключения процессуального соглашения является согласие потерпевшего, без которого соглашение не заключается.
    • При обоюдном согласии прокурор и сторона защиты в разумный срок заключают процессуальное соглашение, которое излагается в письменном виде и подписывается участниками соглашения.
    • После подписания сделки о признании вины прокурор рассматривает вопрос о необходимости отмены либо изменения меры пресечения в отношении подозреваемого. В случае необходимости проведения по делу следственных и процессуальных действий прокурор направляет дело органу досудебного расследования, который осуществляет сбор доказательств в объеме, достаточном для подтверждения вины подозреваемого, обвиняемого.
    • В случае отсутствия необходимости проведения следственных и процессуальных действий после заключения процессуального соглашения в форме сделки о признании вины досудебное расследование по делу считается оконченным и прокурор направляет его в суд без обвинительного акта, о чем уведомляет потерпевшего.
    • Далее дело рассматривается в согласительном производстве в суде, суть которого состоит в проверке судом законности и обоснованности заключения сделки о признании вины, выяснении и уточнении позиций участников процесса по существу заключенного соглашения, обеспечении предоставленных законом прав указанных лиц и принятии решения по делу и заявленному гражданскому иску.

    В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2022 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года, в качестве основного направления развития уголовно-процессуального права отмечено его упрощение, «в том числе порядка досудебного производства».

    За вождение без прав ввели административный арест на 10 суток, штраф 10 месячных расчетных показателей (26 510 тенге) оставили. За такое же нарушение, допущенное повторно в течение года –административный арест на 15 суток. Также возможно наложение административного штрафа 20 МРП (статья 612 Кодекса об адмнарушениях). Большие перемены ждут работников прокуратуры. Их полномочий станет меньше. В частности, они не смогут выдавать санкции на принудительное освидетельствование. Также прокуратура не будет санкционировать «негласные следственные действия». То есть те, которые обычно не подлежат разглашению.

    2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — представители законных интересов потребителей);

    «Она (цифровизация уголовных дел. – Авт.) снимает много проблем – минимизирует фальсификации, становится всё прозрачным, – прокомментировал Марат Ахметжанов. –Ускорится следствие – есть шаблон документов. Можно взять электронную санкцию суда. Экономия бюджета, прозрачность и доступность уголовного процесса всем сторонам. Можно будет подавать ходатайства, это будут видеть надзорные органы, следователи обязаны будут в течение недели ответить. Спешу предупредить, что моментально мы не откажемся от бумаг, всё будет происходить постепенно, чтобы избежать недоработок».

    • Фискальный чек должен содержать идентификационный номер покупателя по сделке свыше 1000 МРП. Изменения приняты с целью предоставления возможности подтверждения расходов по приобретенным товарам, работам, услугам не только наличием электронного счета фактуры, но и чеком контрольно-кассовой машины, содержащим реквизиты покупателя. Срок введения в действие — с 1 января 2022 года.
    • Расходы работодателя связанные с обследованием по коронавирусной инфекцией не должны рассматриваться в качестве доходов работников. Срок введения в действие с 1 июля 2022 года.

    Уголовным проступком признается совершенное виновно деяние (действие или бездействие), не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста.

    Мар 12 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

    Итак, бывают ситуации, когда человека привлекают к ответственности за то, чего он не совершал. Бывают и иные ситуации, перечисленные в статье 35 УПК РК. Вот полный перечень оснований для прекращения уголовного дела, при которых применяется процедура реабилитации:

    4 июля 2022 года был принят новый Уголовно-процессуальный Кодекс, состоящий из 16 разделов, 73 глав и 674 статей. Поскольку это объемный и серьезный нормативно-правовой акт, его обзор мы разделили его на несколько частей. Сегодня обсудим реабилитацию оправданного (глава 4).

    Срок для предъявления требований – в течение 6 месяцев со дня получения извещения. Срок может быть восстановлен при пропуске по уважительной причине. Срок для вручения извещения родственникам умершего при отсутствии сведений об их месте жительства – не позднее 5 суток с момента их обращения. Затем уже начинает течь срок для возмещения.

    Также право на возмещение вреда имеет осужденный к аресту, лишению свободы, задерживавшийся или содержащийся под стражей в случае изменения квалификации содеянного на статью УК РК, предусматривающую ответственность за менее тяжкое уголовное правонарушение, при которой не допускается задержание или содержание под стражей. Вред возмещается и при назначении (при переквалификации) более мягкого наказания или исключения из приговора части обвинения и снижения в связи с этим наказания, а также в случае отмены незаконного судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия. При этом, фактически отбытый срок ареста или лишения свободы считается отбытым незаконно в части, в которой превышает размер наказания по той статье, на которую переквалифицировано деяние.

    Обращаться за возмещением имущественного вреда необходимо в орган, постановивший приговор, постановление о прекращении досудебного расследования, отмене или изменении незаконных решений. Затем органу дается месяц на определение размера вреда. После чего выносится постановление о производстве выплат с учетом инфляции. Оно может быть обжаловано. Но, после вступления в силу вручается лицу, которому полагается выплата. К возмещению имущественного вреда им может быть предъявлено в течение 3 лет, а о восстановлении иных прав – в течение 6 месяцев. Если сроки истекли –придется обращаться в суд.

    По сути в Казахстане сейчас тоже, что и в хохляндии. Предприятия закрыты или на грани закрытия, безработица, нефть и газ выкачиваются и вывозятся всякими западными Петролиумами оставляя
    Казахстану всего 10 % от добытого. Новые месторождения нефти и газа не изыскиваются, а существующие через 3-5 лет иссякнут. Там где начались протесты и есть нефтегазодобывающий район. И там 2 месяца назад
    сократили 30% работающих, которым просто некуда больше устроиться. И еще. В этой области так уж сложилось, что большинство транспорта работает на газе. На объективный соцпротест наложил сразу лапу теповый (клановый)
    национализм. Но еще печальней, что эта область была поставщиком людей в ИГИЛ (запрещенной в РФ) причем не только мужиков но и женщин (сексджихад). После их разгрома в Сирии , Казахстан всех боевиков вернул к себе обратно и амнистировал. Вывзили самолетами. И сейчас представляете какя гремучая смесь на улицах! ИМХО конечно. Но данная ситуация это то, что может произойти вна Украине. Т.е. ситуация на конец 21го года была аналогична украинской, тоько без всякого майдана 2022, а сознательно создавалась руководством республики.

    Первый замглавы комитета по международным делам Совета Федерации России Владимир Джабаров выразил уверенность, что казахские власти сами справятся с урегулированием сложившейся в республике ситуации. Однако в случае необходимости, по его словам, Россия готова оказать Казахстану любую помощь невоенного характера.

    Следует также отметить, что в ряде этих государств применяется Конвенция о компьютерных преступлениях (Convention on Cybercrime CETS № 185) (Будапешт, 23 ноября 2001 года), которая на сегодня вступила в силу для всех постсоветских государств за исключением Беларуси, РФ и центральноазиатских стран.

    В связи с отсутствием грамматической категории рода на казахском языке текст на государственном языке не уточняет половую принадлежность потерпевших. Так, например, ч. 1 ст. 120 УК РК гласит: «Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей», а в тексте на государственном языке такого уточнения нет, что привело к дублированию деяний в двух составах преступлений (ст. ст. 120 и 121 УК РК).

    Или, к примеру, предлог «в» при переводе означает добавление в корень слова суфиксов «-ға, -ге, -қа, ке» (барыс септігінің жалғаулары), но это в том случае, когда глагол стоит в винительным падеже. Кроме того, предлог «в» проявляется при переводе на казахский язык еще в двенадцати значениях.

    А вот статья 221 «Несанкционированный доступ к информации», статья 222 «Незаконная модификация информации», статья 224 «Неправомерное завладение информацией», статья 225 «Принуждение к передаче информации», статья 227 «Неправомерное распространение электронных информационных ресурсов ограниченного распространения» — говорят о случаях, когда объектом являются права на информацию ее владельца и третьих лиц. В проекте УК РК речь идет об информации, хранящейся на машинном носителе, содержащейся в информационной системе или передаваемой по информационно-коммуникационной сети. В действующем УК РК говорится о компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети (ст. 227 УК РК).

    Таким образом, предложено 2 варианта родового объекта для данного рода преступлений: «безопасность информационных технологий» и «сфера информационных технологий». Возможна также группировка преступлений по их объективной стороне: «с использованием информационных технологий».

    Уголовный кодекс рк 2022 года мошенничество

    Согласно пункту 19 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике по делам о хищении», обман при мошенничестве может выражаться в умышленном ложном утверждении о заведомо не существующих фактах либо в сокрытии фактов, которые по обстоятельствам дела должны были быть сообщены собственнику либо владельцу имущества. При этом обман может касаться как действительного намерения виновного, так и в отношении количества и качества товара, личности субъекта преступления и других обстоятельств, которые могут ввести в заблуждение потерпевшего.

    Ответ: В связи с тем, что статья 159.4 УК РФ с 12 июня 2022 года утратила силу, уголовная ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности с указанной даты предусматривается статьей 159 УК РФ. Что касается деяний, подпадающих под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159.4 УК РФ, совершенных до 12 июня 2022 года, то, поскольку эти деяния не декриминализированы и не могут быть квалифицированы по статье 159 УК РФ, устанавливающей за них более строгое наказание, такие деяния, в соответствии со статьей 9 УК РФ, следует квалифицировать по статье 159.4 УК РФ.

    5. Если лицо, подделав официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, совершило мошенничество, содеянное следует квалифицировать по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных частью первой статьи 385 УК и соответствующей частью статьи 190 УК.

    В случаях, когда уполномоченное лицо заказчика заведомо составляет фиктивный акт приема-передачи товаров или выполненных работ, или оказанных услуг, после чего на счет поставщика поступают денежные средства, которые поставщик обращает в свою собственность и распоряжается ими по своему усмотрению, то такие действия поставщика не образуют состав мошенничества. В зависимости от установленных обстоятельств эти действия(уполномоченных лиц заказчика или поставщика) могут быть квалифицированы как злоупотребления служебным положением или хищения чужого вверенного имущества путем присвоения или растраты.

    Получение лицом дотации либо кредита без намерения его возврата с целью обращения в свою собственность путем обмана с предоставлением заведомо ложных сведений о финансовом положении или залоговом имуществе, или об иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации, образует состав мошенничества.

    Признание преступлением виновно совершенного общественно опасного деяния (действий или бездействия), запрещенного уголовным законом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 9 УК), приближает нас к определениям преступления, которые даются в законодательствах развитых стран мира. Вместе с тем представляется абсурдным наличие в законе нормы о малозначительности деяния (ч. 2 ст. 9 УК), ибо если действие (или бездействие) формально содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, оно является преступлением в соответствии с ч. 1 ст. 9 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

    Следует отметить, что восточно-европейские государства, в уголовных законодательствах которых ранее осуществлялась классификация преступных деяний по тяжести наказания, отказались от нее (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия). По мнению автора, это было сделано под влиянием опыта советского уголовного законодательства, в котором утвердилось единое понятие преступления, а в научной уголовно-правовой литературе господствовало мнение о том, что при материальном определении преступления отпадает необходимость классификации преступных деяний по формальным признакам.

    Классификацию лиц, совершающих преступления, можно производить на основе демографических данных (пола, возраста, образования); сведений о социальном положении и роде занятий; о состоянии личности в момент совершения преступления; об интенсивности преступной деятельности и другого. Криминологическая классификация преступников связана с необходимостью выяснения причин преступного поведения, их специфики и применения мер по устранению этих причин, эффективной профилактики преступлений.

    Учитывая повышенную общественную опасность особо тяжких преступлений, приводим перечень их основных составов: убийство (ч. 1 ст. 96); ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 156); применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Республики Казахстан (ч. 2 ст. 159); геноцид (ст. 160); экоцид (ст. 161); государственная измена (ст. 165); шпионаж (ст. 166); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ч. 1 ст. 167); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 168); вооруженный мятеж (ст. 169); диверсия (ст. 171); бандитизм (ч. 1 ст. 237); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 340); сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383).

    Вместе с тем, учитывая ухудшение криминогенной обстановки в местах лишения свободы, а также материальные и моральные затраты, с которыми связано отбывание лишения свободы, можно говорить об ущербности этой идеи. Ужесточение наказания в отношении лиц, совершивших преступления данной категории, не будет способствовать соблюдению принципа индивидуализации наказания. Кроме того, такая политика не предсказуема по своим последствиям, так как в период кризиса общество или его часть может потребовать ужесточение наказания. Подтверждением этому являются результаты изучения общественного мнения об отношении различных социальных групп к применению лишения свободы, свидетельствующие о сложившейся риторической его направленности, необходимости ужесточения данного вида наказания и расширения объема его применения (на это указывают 86,2 % различных категорий граждан и 32 % юристов-профессионалов). Исследователь объясняет такое отношение не только ростом тяжких преступлений, но и ложной верой в всесилие данного вида наказания, влиянием на сознание людей негативных последствий прошлых необоснованных репрессий, а также недостаточной их осведомленностью о реальных последствиях применения лишения свободы [81, 12).