Высшая юридическая сила конституции

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Высшая юридическая сила конституции. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции. Конституционное Собрание созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности. В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством голосов членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного голосования.

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

Особенности Конституции РФ

Средства защиты Конституции имеются и у Президента России, который вправе аннулировать акты Правительства, а также приостанавливать действие любых актов органов исполнительной ветви власти в случае их несоответствия Основному закону государства.

Этим предопределяются пределы судебного применения международного договора РФ: если он был ратифицирован, вступил в силу, официально опубликован и не требует издания дополнительных внутригосударственных нормативных актов, то положения такого договора действуют непосредственно и имеют приоритет в применении по отношению к противоречащим им правилам, содержащимся в законе. Данный вывод Верховного Суда РФ, сделанный ранее в постановлении его Пленума от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», получил подтверждение в упоминавшемся постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5.

Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права Основным Законом содержательно сопрягаются с учредительной функцией Конституции, которой учреждена Российская Федерация, легитимируемая не только волей единой государственной гражданской нации России, но и получившими всеобщее признание в современном мире началами организации и функционирования межгосударственной системы (преамбула); составляют интегральную часть правовой системы России (ч. 4 ст. 15); являются критерием, которым руководствуется Российское государство, признавая, т.е. определяя, круг, объем и пределы, и гарантируя, т.е. юридически, организационно и материально обеспечивая, права и свободы человека и гражданина (ст. 17); устанавливают пределы усмотрения Российской Федерации при предоставлении убежища политическим эмигрантам (ч. 1 и 2 ст. 63); наконец, составляют основу конституционного статуса коренных малочисленных народов и обязывают Российское государство гарантировать этот статус на уровне не ниже, чем это предусмотрено указанными принципами и нормами (ст. 69).

Комментарий к Статье 15 Конституции РФ

Отсюда, однако, не следует, что Конституция воспроизвела так называемую монистическую теорию соотношения отечественного правопорядка и международного права, согласно которой они образуют единую систему. Напротив, в самом тексте ч. 4 комментируемой статьи 15 отчетливо просматривается признание международного и внутригосударственного права двумя различными правовыми системами, что имеет под собой глубокие основания. В частности, международное право отличается от внутригосударственного права по объему регулирования, субъектам, процессам создания и источникам, гарантиям соблюдения и продолжает оставаться в основном межгосударственным правом. Что же касается Конституции, она устанавливает механизм их согласования и взаимодействия. Такое согласование и взаимодействие осуществляется в структуре национального правопорядка, в конституционных и отраслевых правоотношениях, а также в правоприменении, следовательно, функционально возложено не только на законодательную и исполнительную власть, но и на правосудие.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 71

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

1. Отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное единство общества, статус человека и гражданина, федеральное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, называется …

Это интересно:  Гранты В Сфере Образования В Рф.

Высшую юридическую силу имеют

При публикации федерального конституционного закона и феде­рального закона указываются наименование закона, даты его приня­тия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а так­же должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должност­ное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистраци­онный номер.

РЕФЕРАТ

Если оценивать иерархию законодательств в нашей стране, то становится понятно, что все-таки кодекс имеет более существенную юридическую силу. Кодекс по своему определению выше. В тоже время, в самом кодексе, в своеобразных разделах, главах и статьях, есть такое указание, как — регулируется федеральным законом № такой-то, то становится понятно, что в данном случае, нужно будет дополнительно опираться на законодательство, указанное в кодексе. Очень важно, чтобы федеральные законы не противоречили кодексу. Но, следует понимать также особенность кодекса, который в своем составе имеет исключительно общие нормы. Федеральные же законы создаются в соответствии с кодексом, они не могут противоречить общим нормам, но они имеют более глубокую оценку того или же иного действия.

На заре конституционного развития, когда еще не было сформулировано понятие высшей юридической силы конституции и юридическое содержание доктрины конституционализма только формировалось, было использовано понятие «верховное право страны» для выделения Конституции в правовой системе страны. Именно в Конституции США 1787 года впервые отмечалось значение Конституции и федерального права среди правовых актов в федеративном государстве. Согласно ct.VI Конституции США «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов» [1] . Это понятие конституции как верховного права делает постижимым недействительность неконституционных актов [2] [3] .

Судебная конституционализация и обеспечение высшей юридической силы конституции

Материальный аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.

Две грани высшей юридической силы и структура Конституции

Контрастное положение по сравнению с реальными конституциями демократических государств занимают конституции стран с тоталитарным или авторитарным режимами. В них отсутствует упоминание о высшей юридической силе, как справедливо отмечает профессор Ю.А. Юдин, «по совершенно иной причине» [6] . В таких государствах роль высшего закона фактически играла не конституция, а устав или программа единственной правящей партии. Реальность Конституции не обеспечивалась институциональными гарантиями, хотя в теории, как это было в советском государственном праве, она признавалась Основным законом страны.

Другая гарантия верховенства Конституции содержится в ч. 2 ст. 85, согласно которой Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим судом в случае противоречия этих актов федеральной Конституции.

Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них. при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права.

Конституция рф обладает высшей юридической силой это означает что

Нормами-принципами и нормами-декларациями являются нередко основополагающие положения конституций. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10 Конституции РФ).

Большинство конституций «первого поколения» в первоначальном виде просуществовало недолго. Позднее они были очень сильно изменены. В целом же первый этап в развитии и становлении нового в истории юридического документа продлился около 300 лет.

Она провозглашает и гарантирует права, свободы и обязанности человека и гражданина, она определяет основы общественного и государственного строя, федеративное устройство государства, а также устройство государственной власти. Это основное, что должен знать каждый о Конституции своей страны.

Конституция рф обладает высшей юридической силой

Понятие юридическая сила позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с другими актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе. При этом акты меньшей юридической силы столь же обязательны для исполнения, сколь и акты высшей юридической силы (законы), если они изданы в соответствии с актами вышестоящих органов и в пределах компетенции органа, издавшего актОбщая теория права/ отв.ред. А.В. Поляков иЕ.В. Тимошина. СПб., 2005. С. 374..

Это интересно:  Какие льготы имеет ветеран труда в поликлиннике по месту жителства

В 1992 г. в действовавшую в то время Конституцию РСФСР 1978 г. была внесена новелла, содержавшая принцип приоритета общеприз­нанных норм международного права, однако его действие ограничи­валось сферой прав человека. Часть 4 настоящей статьи придала дан­ному принципу более широкий, чем ранее, характер и изложила его в достаточно категорической форме.

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с между­народным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применя­ются правила, установленные этими нормами или договором. Соглас­но ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международ­ным договором Российской Федерации обращаться в межгосудар­ственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Поэтому столь важно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости пересмотра парламентом положений данной главы. Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл. 9 (см. соответствующий комментарий). Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необ­ходимая для нормального развития общества.

Существенный практический интерес имеет вопрос о том, как должна разрешаться коллизия между международным договором РФ и Конституцией, если таковая возникает. Представляется, что в этом случае действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо международные договоры являются составной частью правовой системы государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Конституции. В связи с этим в ст. 22 Закона о международных договорах РФ предусмотрено, что в случае если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке. А согласно ст. 15 указанного Закона к числу договоров, подлежащих обязательной ратификации, отнесены международные договоры РФ, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

«1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а» и «б» части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

Комментарий к Статье 15 Конституции РФ

3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты «а» и «б» части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации»*(79).

Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

Согласно части четвертой 15 статьи Конституции общепризнанные принципы и положения международного права, и международные договоры России являются частью правовой системы страны. При этом если законом установлены иные правила, чем международным договором, то применяются нормы, прописанные в международном договоре.

Высшая юридическая сила Конституции

Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов. Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти. Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Это интересно:  Дети Рожденные До 1990 Года Перерасчет Пенсии

Конституция Российской Федерации

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 10

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

ГАРАНТ:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Иногда Конституция прямо указывает виды законов, требуемых для регулирования определенных вопросов (ст. 6 — о гражданстве, ст. 59 — об альтернативной гражданской службе, ст. 81 — о выборах Президента Российской Федерации и др.).

Юридические свойства Конституции

В соответствии с Конституцией РФ главой государства является Президент РФ, который избирается народом путем прямых и всеобщих выборов. Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этим Конституция подчеркивает роль Президента как института, цементирующего всю государственную систему. Каждый государственный орган обязан выполнять функции, которые тоже направлены на обеспечение действия Конституции РФ, на защиту прав и свобод личности.

Юридические свойства Конституции

Принцип системы местного самоуправления, впервые введенный Конституцией РФ, является составной частью конституционного строя России. Он признается и гарантируется и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В гл. 8 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

6. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме в течение одного календарного месяца, она принимает решение о необходимости компенсировать недостающий объем эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии и направляет указанное решение соответствующей общероссийской организации телерадиовещания.

В случае, если компенсировать недостающий объем эфирного времени возможно только в период со дня начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума до дня официального опубликования результатов выборов, референдума, это решение принимается после официального опубликования результатов выборов, референдума.

Вопрос 2: гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в сми

Конституция имеет прямое действие(ч.1 ст.15,18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, следовательно, в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом специализируются конституционные нормы. Конституция действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое действие Конституции – право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении к суду за защитой права на благоприятную окр. Среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Не обязательно ссылаться на экологическое право, тем более, что в отраслевом законодательстве такой нормы может и не быть.

Обозначенные аспекты конституционализации правопорядка предполагают следующие направления ее реализации: 1 обеспечение верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы, прямого действия и повышенной стабильности; 2 активное претворение конституционных принципов и ценностей в отраслевом законодательстве и национальной правовой системе; 3 установление единства правового пространства.

X Международная научно-практическая конференция Кутафинские чтения. В любом случае конституционализация предполагает высокую степень реализации Конституции РФ, исходное определение содержания отраслей российского права. Степень реализации Конституции, проникновения ее положений в отраслевое законодательство показывает состояние, гармоничность и целостность правовой системы в целом.

Правовых актов имеет высшую юридическую силу

В их числе: 1 обеспечение конституционализации действующего законодательства восполнение законодательных пробелов, обеспечение иерархичности правовых актов, качественного законодательного регулирования ; 2 обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ; 3 надлежащий контроль и надзор за реализацией правовых предписаний; 4 противодействие правонарушениям и т.