Государственная Регистрация Права Собственности На Земельный Участок При Разграничении Государственной Собственности На Землю

Статья 30

1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

Согласно Федеральному закону от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ) изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки

Право собственности на земельные участки

Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией считаются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа (об основаниях возникновения у субъектов РФ права собственности на земельные участки см. коммент. к ст. 17 ЗК).

Выделение собственности на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре от 31.03.1992, наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположены на территориях субъектов РФ. Поэтому до последнего времени необходимой четкости в вопросе о том, какие земли принадлежат субъектам РФ, не было.

Государственная Регистрация Права Собственности На Земельный Участок При Разграничении Государственной Собственности На Землю

Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ, являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:
• федеральными энергетическими системами;
• объектами использования атомной энергии;
• федеральным транспортом, путями сообщения;
• объектами федеральной информатики и связи;
• объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
• объектами обороны и безопасности;
• объектами оборонного производства;
• объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ;
• другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со статьей 71 Конституции РФ.

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.
Из анализа норм земельного и гражданского законодательства следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (неразграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т. д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.
С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 года № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает
право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, поскольку процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта РФ необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство РФ, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение.
Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.
Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.
17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года. Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю.
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона, для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.
Перечень документов, необходимых для осуществления регистрации права, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Это интересно:  Федеральные Социальные Программы На 2020 Год Перечень

Вопрос 1

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

Вопросы разграничения государственной собственности на землю

Установление и изменение черты населенного пункта производится на основании утвержденных документов территориального планирования. До утверждения таких документов предусмотрен переходный период, в течение которого осуществляется согласование проекта черты населенного пункта:

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что статьи Земельного кодекса содержат главным образом развернутую регламентацию прав и обязанностей участников отношений и условий, при которых они действуют, то есть диспозиций и гипотез соответствующих норм.

Основные моменты процедуры разграничения государственной собственности на землю в России

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.
Это интересно:  Пензенская обл в чернобыльской зоне была?

Порядок разграничения государственной собственности на землю

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Разграничение государственной собственности на землю в РФ

В более широком ключе федеральные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона. Особенно это относится к территориям с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами. Существуют и отдельные основания разграничения государственной собственности на землю запаса. В подобных случаях право на владение обуславливается наличием объектов недвижимого имущества на участке, которое находится в федеральном фонде государства.

В данном случае основанием выступают те же правовые факторы, что и при регистрации федеральной собственности. Но есть и некоторые дополнения. Например, в отдельных субъектах РФ и крупных городах федерального уровня основанием такого рода может стать и цель сохранения единой хозяйственной единицы. Иными словами, разграничение государственной собственности РФ может производиться с учетом конкретных региональных характеристик местности и специфики ведения хозяйственной деятельности. Учет этого фактора также нередко подкрепляется экономическими соображениями.

Разграничение государственной собственности на землю

В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.

  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

Аничение государственной собственности на землю

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

О разграничении государственной собственности на землю

Поскольку планируется раздел не земельных участков, а государственных земель водного фонда, участков недр, особо охраняемых природных территорий и т.п., к решению данной проблемы необходимо подходить с позиции природопользования. В тяжелейшее для России время вносится новый проект, направленный отнюдь не на укрепление Федерации, к тому же влекущий затраты в десятки тысяч миллионов рублей (в дополнение к истраченным миллионам при осуществлении земельной реформы) для проведения инвентаризации земель, землеустроительных, картографо — геодезических и иных работ. С принятием данного проекта необходимо будет внести изменения во многие действующие законы, указы Президента РФ и ряд других нормативных правовых актов в расчете на то, что право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на землю предоставит законную возможность реализации правомочий собственника по распоряжению землями и обеспечит поступление денежных средств в доходную часть их бюджетов.

Это интересно:  Клиника Реабилитации Чернобыльцев Петербург

Более пяти лет соответствующие органы обсуждают проекты Федерального закона «Об отнесении земельных участков, находящихся в государственной собственности, к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации» (о государственных и муниципальных землях). Последний вариант проекта называется «О разграничении государственной собственности на землю» (о государственных и муниципальных землях). Как следует из его преамбулы, Федеральный закон «определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность)». Пять статей регламентируют «возникновение права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», основания для отнесения к ним земельных участков и порядок разграничения государственной собственности на землю (без определения порядка подготовки и согласования перечней с субъектами РФ). Авторы пытаются решить насущную для России задачу. Не окажутся ли их усилия тщетными? Не приведут ли они к колоссальным финансовым затратам, поскольку планируется дележ самого ценного в стране?

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде

До настоящего момента земельные участки, находящиеся у юридических лиц и граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и арендуемые по договорам с местными администрациями, а также большинство свободных участков относятся к неразграниченной государственной земле.

В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы.

Разграничение государственной собственности на землю

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

Статья 30

– правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или их предшественниками), – в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП);

– земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании “Российские автомобильные дороги” федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;