Вредные условия работы водителя грузового автомобиля

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Вредные условия работы водителя грузового автомобиля. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Обоснование вывода:
Дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС), предусмотренные ст. 428 НК РФ, применяются плательщиками страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) (п.п. 1, 2 ст. 428 НК РФ).
В п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 указан перечень работ, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, взносы по дополнительным тарифам на ОПС начисляются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, выполняя которые они могут получить право на досрочное назначение трудовой пенсии (письма Минфина России от 09.06.2022 N 03-15-06/36267, от 24.03.2022 N 03-15-06/17262, от 21.03.2022 N 03-15-06/16239 (п. 7), ФНС России от 24.05.2022 N БС-4-11/9763).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2022 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяются в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Отметим, что в соответствии со Списками N 1, N 2 водители имеют право на досрочную пенсию, если они заняты на подземных работах на: строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений; перевозке расплавленного металла, фтористых солей, глинозема и продуктов хлорации; вывозке огарка; догрузке асбеста вручную и погрузкой навалом асбеста, сопутствующих продуктов и отходов обогатительных фабрик; транспортировании горной массы в технологическом процессе; погрузке горной массы; карьерах; наращивании дамб хвостохранилищ, на вывозке шлама, породы и отходов обогащения и брикетирования; перемещении шлака на горячих участках работ; рудном дворе; перевозке огнеупорных материалов на горячих участках работ; вывозке отходов коксохимического производства; транспортировке угля на углеподготовку; плавильном и электротермическом производстве; производстве углеродных материалов, масс и изделий из них; получении металла электролитическим способом в расплаве металла; транспортировке жидкого металла; производстве асбеста; сборе и перевозке трупов животных.
Водители, не занятые в перечисленных выше работах, не имеют право на досрочную страховую пенсию по старости.
Если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ, страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам не начисляются (письма Минфина России от 01.04.2022 N 03-15-07/22333, от 08.11.2022 N 03-15-05/80175, от 08.11.2022 N 03-15-06/80178, от 25.01.2022 N 03-15-06/4022, от 25.09.2022 N 03-15-07/68350, от 24.05.2022 N 03-15-06/35161, от 24.03.2022 N 03-15-06/17262 и др.).
Таким образом, в сложившейся ситуации выплаты водителям, занятым на работах, не дающим право на досрочную пенсию, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам на ОПС, несмотря на то, что по результатам специальной оценки условий труда их профессии установлен подкласс условий труда 3.1.

Это интересно:  Фсд К Пенсии По Инвалидности 3 По Башкортостан

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплаты в пользу сотрудников, не занятых на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии, не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу, несмотря на то, что по результатам специальной оценки условий труда их профессии установлен подкласс условий труда 3.1, относящийся к классу условий труда «Вредный».

ИП на ЕНВД, основной вид деятельности — перевозка грузов (ОКВЭД 49.41). По результатам СОУТ водителям грузовых и легковых автомобилей назначен класс условий труда 3.1 (напряженность трудового процесса).
Водители не заняты на работах, дающих право на досрочную пенсию. Начисляются ли на выплаты в пользу данных работников дополнительные тарифы страховых взносов?

К сведению:
По вопросам отнесения работы сотрудников к работе с особыми условиями труда, а также по вопросу возникновения права на досрочное назначение пенсии специалисты финансового ведомства рекомендуют обращаться в Минтруд России (письмо Минфина России от 17.05.2022 N 03-15-06/35406).

«Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей:

  • Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 в редакции от 29 мая 1991 года «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;
  • ст. 69, 116, 213 ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;
  • Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
  • отраслевое соглашение;
  • локальное Положение о дополнительных отпусках, принимаемое непосредственно в организации;
  • трудовой договор водителя, где прописаны моменты, касающиеся предоставления основного и дополнительного отпусков.

Водители на Севере

Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика

Итак, при суммированном учёте вообще работать (не только управлять) можно ежедневно не более 10 часов. Но допускается и 12 часов. Причём использование данного допуска при междугородной перевозке ничем не лимитировано, разве что в этом случае надо заканчивать смену вождением, а не какой-либо другой работой, ведь допуск этот сделан, как сказано, «чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха».

Это интересно:  Тарифы На Горячую Воду В Московской Области

Время управления

Почему важно в первую очередь уяснить именно эту основу? Потому что на меньших масштабах, то есть на дневных и недельных, будет трудно понять, как это, например, может быть такое, что в законе установлены максимальный 8-ми часовой рабочий день и 9-часовой период вождения.

Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако в 2022 году особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей в 2022 году

Отсутствие тахографа в транспортном средстве или его неисправность повлечет за собой штраф для водителя в размере 1-3 тысяч рублей. Такой же штраф он должен заплатить за нарушение графика. Руководство правонарушителя должно будет заплатить 5-10 тысяч рублей.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2022 году по приказу Минтранса

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате. Факторы, определяющие сложность труда водителя 1) Технические: — тип транспортного средства, — техническое состояние подвижного состава, — грузоподъемность транспортного средства, — полная масса автомобиля, — динамические качества автомобиля, — габариты транспортного средства, — наличие прицепа. 2) Технологические: — тип маршрута, — способ доставки груза, — наличие специального оборудования на автомобиле, — способ производства погрузо-разгрузочных работ, — класс груза, — габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ.
И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

Чтобы устранить конфликт, был разработан и начал действовать с 25.12.2022 Приказ Минтруда России от 30.06.2022 N 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования» (далее – Приказ 543н, водитель городского наземного пассажирского транспорта общего пользования – далее «водитель»).

Условия труда водителя автобуса

Перед выездом на линию в диспетчерской водитель предъявляет диспетчеру удостоверение водителя, получает путевой лист и график (расписание) движения, схему маршрута, билетно-учетный лист и билеты, книжки абонементных талонов, билетные катушки. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр; при отсутствии отклонений в здоровье’ в путевом листе делается отметка о допуске к работе.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Показатели, учитываемые при отнесении условий труда по классу (подклассу) УТ по напряженности трудового процесса в соответствии с Приказом 543н:
1. Длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства). Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2022 г. N 33н, пп. 84-91)
2. Плотность сигналов и сообщений в единицу времени. Приказом 543н перечислены виды сигналов и сообщений, а также указаны минимальные значения для подсчета плотности сигналов и сообщений в единицу времени
3. Число объектов одновременного наблюдения. Приказом 543н перечислены виды объектов одновременного наблюдения
4. Нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения). Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2022 г. N 33н, пп. 84-91)
5. Активное наблюдение за ходом производственного процесса Показатель не предусмотрен Методикой (Методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24 января 2022 г. N 33н, пп. 84-91)
6. Нагрузка на голосовой аппарат. При отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров

Это интересно:  Могут Ли Приставы Описать Имущество У Детей Под Опекой

И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителейПотому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену.

Назначается ли водителю автомобиля вредность?

В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей. Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно. Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

Каждый водитель автобуса обязательно обеспечивается должностной инструкцией, в которой изложены его обязанности, права и ответственность. Водитель обязан знать и выполнять должностную инструкцию. В общем положении инструкции определены основные обязанности водителя, какими документами он должен руководствоваться, выполняя служебные обязанности, кому подчиняется в автотранспортном предприятии и при работе на линии. Подробно наследующих разделах инструкции перечисляются обязанности водителя автобуса перед выездом, во время работы на всех видах маршрутов, правила перевозки багажа, порядок контроля на линии и другие.

Началом рабочей смены является, в соответствии с графиком работы, время явки в автотранспортное предприятие или место смены на маршруте, окончанием — время сдачи автобуса в автотранспортном предприятии или в месте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание рабочего дня считается с момента освобождения водителя администрацией.

Условия труда водителя автобуса

Приказ 543н определил, что замеры производственных факторов на рабочем месте водителя должны проводиться во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.