Возрождение Страхового Стажа Как Элемента Страховой Системы

Страховой стаж — Право социального обеспечения (Рождествина А

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

  1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  2. период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности;
  4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Страховой стаж

Условие 1 Исчисление периодов работы (иной деятельности), а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Условие 3 Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Страховой стаж и его юридическое значение

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР ;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР .

Так, в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения Вихров Денис Геннадьевич

Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в появление «Программы пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством 20 мая 1998 года, которая впоследствии претерпела существенные изменения.

Страхование от несчастных случаев могло с большим или меньшим успехом заменяться ответственностью в общегражданском порядке судопроизводства, страхование на случай болезни могло более или менее удовлетворительно выполняться кассами добровольного страхования, страхование же старости и инвалидности с его чрезвычайно сложным механизмом и громадным страховым риском представляло совершенно неразрешимую задачу для добровольного страхования, хотя бы и при самом энергичном содействии и поощрении со стороны государства. Германская система, хотя и не полностью, но все же в значительной мере разрешила проблему и этого вида страхования.

Страховой стаж

2) Общий трудовой стаж. В настоящее время он утратил своё значение, но он имеет значение при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путём конвертации (то есть преобразования) стажа, имевшего место до 1 января 2002 года в пенсионный капитал.

Трудовой стаж – это самостоятельный правовой институт отрасли права социального обеспечения, который тесно связан с институтами пенсионного обеспечения, а также институтом обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

Возрождение Страхового Стажа Как Элемента Страховой Системы

Указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ относится к периодам, когда трудовая деятельность выполнялась на основании трудового договора. Что же касается иных видов деятельности, например, работы на основании гражданско-правовых договоров (подряда, заказа, об оказании услуг, авторского и др.), то в страховой стаж включаются только те периоды такой деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Существенное повышение минимальной продолжительности страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему, не сопровождается гарантией возврата застрахованным уплаченных за них страховых взносов, что несправедливо, поскольку страховые платежи, как уже неоднократно указывалось, с позиций экономической теории рассматриваются как «отложенная» заработная плата каждого застрахованного на его будущее пенсионное обеспечение. Это может стать основанием для предъявления застрахованными требования о возврате пенсионных взносов, уплаченных за период трудовой деятельности до введения более высокого стажевого минимума 1 .

Повышение оригинальности

Становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.
В Российской империи пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих1, поэтому неудивительно, что первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась «государева служба». С её продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и её размер.
Определённое юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан. Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории. В этой связи особое внимание необходимо уделять историко-правовому анализу законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.
В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения автором выделено три основных этапа:
1-й этап — появления норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики — с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется: а) введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения как средства достижения экономических и идеологических целей; б) обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией; в) формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа;
2-й этап — развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период — с 1928 г. по 1955 г. Этот период характеризуется: а) введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности; б) усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер; в) придание юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж);
3-й этап — совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период: а) произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза; б) сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа2.
С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.
Сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному страхованию. Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах», ратифицированный Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973г. №4812-VIII3, особо закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Возникновение такого вида страхового обеспечения как пенсионное неразрывно связано и появление института трудового (страхового) стажа. Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.
В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны социальной сфере. И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.
Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования. Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.
Несмотря на общую положительную роль пенсионной системы, существовавшей в бывшем СССР, необходимо отметить, что по сути своей это была система государственных пенсий, хотя в течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что это государственное социальное страхование, которое осуществляется, якобы, за счет государства. Основная доля того, что создавалось трудом работающих, изымалась, поскольку трудящиеся были освобождены от уплаты страховых взносов из личных трудовых доходов. «Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание»4.
В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»5, ознаменовавший новый этап развития социального обеспечения, явился по сути первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.
Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» оценивался современниками как первый страховой закон, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения6. Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, как справедливо отмечают А.В. и М.В. Лушниковы7, к «уравнительности в нищете». В результате пенсионная реформа «зашла в тупик», утратив страховые начала распределения пенсионных средств.
Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории «страховой стаж».
Пенсионная реформа 2001 года изменила значение основных видов трудового стажа. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»8 (далее – Закон №173-ФЗ) в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 5 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа. Диссертант негативно оценивает снижение роли трудового стажа при определении права на трудовые пенсии по старости и инвалидности. Автор предлагает усилить значение страхового стажа при назначении трудовых пенсий по старости и восстановить зависимость от него права на трудовые пенсии по инвалидности.
Анализ пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о замене в системе досрочного пенсионного обеспечения специального трудового стажа специальным страховым стажем. Данная замена стала следствием установления требования уплаты страховых взносов как условия включения периодов трудовой деятельности в трудовой стаж.
Необходимо обратить внимание на особую роль стажа государственной службы как подвида специального трудового стажа. Его нужно рассматривать как абстрактное понятие, объединяющее следующие разновидности трудового стажа: стаж государственной гражданской службы, выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан. По нашему мнению принцип единства правовых и организационных начал государственной службы диктует необходимость выравнивания правовых последствий наличия различных подвидов стажа государственной службы равной продолжительности.

Это интересно:  Что Бы Избежать Конфискации Имущества

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Страховой стаж и его юридическое значении

В связи с проводимой реформой институт общего трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. По мере завершения формирования в России системы обязательного социального страхования на смену общему трудовому стажу придет страховой стаж.

Процесс формирования федеральной системы социального обеспечения пока не завершился. В настоящее время есть основания говорить о юридическом значении страхового стажа пока лишь в одном из элементов национальной системы социального обеспечения — пенсионной системе.

Понятие страхового (трудового) стажа

случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Данная статья закрепляет, что граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории РФ, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за себя.

Реализация данной Концепции началась с принятия Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Согласно этому Закону в пенсионное законодательство был введен новый термин — «страховой стаж». Сутью пенсионной реформы, основной этап которой начался с 01.01.2002, стало создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и установления размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Этот объем зависит от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что определяется путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.

Это интересно:  Страховая Компания Двадцать Первый Век Официальный Сколько Выплать Должны За Сломанный Палец

Страховой стаж — это как? Отличительные особенности страхового стажа

На основании страхового и трудового стажа производится расчет больничного листа сотрудника. Но если внимательно вчитаться в структуру трудового и страхового стажей, там есть масса различий, как же вести расчет в данном случае. Чтобы не возникало спорных ситуаций законодательством нашей страны разработано переходное правило. Согласно данного переходного правила время до начала января 2007 года решено относить к непрерывному трудовому стажу и расчет вести данным образом.

Период страхового стажа гражданина обязательно учитывается при начислении ему каких-либо пособий. Здесь также выигрывают лица с большим трудовым стажем. Обычно для произведения размеров приведенных выше выплат ведут учет имеющегося у человека страхового стажа. Сам страховой стаж работника включает в себя: период специального стажа и период общего стажа. Специальным страховым стажем является период времени, на протяжении которого данный работник производит работу в условиях, неблагоприятных для его жизни и здоровья. Например, работа на вредном производстве или непосильный человеческий труд. В данных условиях человеку начисляется специальный страховой стаж. Общим стажем является промежуток времени, на протяжении трудовой деятельности которого изымались в определенные организации страховые взносы.

Именно страховой стаж, а не трудовой, с 2022 года становится основанием для начисления пенсии

На начало 2022 стоимость балла оказывается на уровне 64,1 рубля (71,41 руб. с 1 февраля 2022 года), а фиксированная выплата – 3935 руб. (4383,59 руб. с 1 февраля 2022 года) Для того, чтобы получать страховую пенсию, должны быть соблюдены следующие условия:

Правила исчисления.
Исчисление производится в календарном порядке. Месяц — 30 дней, год — 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно. Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются: достижения установленного для каждой категории лиц возраста; наличие необходимого стажа; индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30; Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий: работа — основной вид деятельности; полный рабочий день; уплата взносов в Пенсионный фонд; Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически. В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются: периоды, связанные с временной нетрудоспособностью; периоды ежегодных оплачиваемых отпусков; периоды дополнительных отпусков; Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Это интересно:  Оплата садика для детей второго поколения чернобыльца

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Теоретической основой настоящего исследования послужили труды российских ученых в области общей теории права, трудового права и права социального обеспечения, а именно Батыгина К.С., Буяновой М.О., Воронина Ю.В., Захарова М.Л., Кобзевой С.И., Мачульской Е.Е., Тучковой Э.Г., Чижик Л.И. и др.

8. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 01.04.1996, № 14, ст.1401, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1755, СЗ РФ от 01.12.2022, № 406, ст. 4211.

Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании Российской Федерации

Главные различия между страховым стажем, определяющим общие пенсионные права, и страховым стажем, определяющим право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте или независимо от возраста, заключаются в следующем.

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

Правовое значение страхового стажа

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим — уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

1. Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.2001 и после 01.01.2003, за которые уплачены платежи на социальное страхование.

Порядок и особенности исчисления специального страхового стажа

  • люди, работающие в тяжелых трудовых условиях (под землей, в горячих цехах и т. п.);
  • водители большегрузных транспортных средств в местах добычи полезных ископаемых (рудники, карьеры, шахты);
  • работники метрополитенов, железной дороги, водители общественного транспорта;
  • участники изыскательных экспедиций;
  • педагоги в муниципальных и государственных образовательных учреждениях с детским профилем;
  • люди творческих профессий, реализующие свою деятельность в государственных развлекательных структурах (театр, кино и т. п.);
  • работники муниципальных и государственных медучреждений;
  • заготовщики леса;
  • сотрудники портов, которые участвуют в проведении погрузочных и разгрузочных операций;
  • пожарные, спасатели;
  • граждане, у которых имеется опыт работы в зонах с высоким радиационным фоном.

Под страховым стажем подразумевается период трудовой и других, установленных в вышеуказанном нормативно-правовом акте, разновидностей деятельности людей, на протяжении которых осуществлялись регулярные выплаты страховых взносов в ПФР. Такой стаж отличается двумя чертами – количественной (исчисляется годами) и качественной (определяется наличием специфических условий труда). Именно вторая характеристика является неотъемлемой составляющей специального страхового стажа. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности и виды спецстажа, как он определяется и каким категориям лиц начисляется.

Страховой стаж в праве социального обеспечения

в качестве водителей грузовых автомобилей в горной промышленности; геологоразведочными и изыскательскими работами; работой на лесозаготовках и лесосплаве; работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности и работой граждан в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Страховой стаж по местности, где осуществлялась деятельность, включает в себя занятость в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, охватывает Мурманскую область, районы Архангельской области, города и районы Республики Коми, Ямало- Ненецкий автономный округ, ряд районов Красноярского края, Магаданскую и Камчатскую области, Республику Саха (Якутию) и др. (см. Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029»).