Ук Не Предоставляет Информацию О Задолженности Перед Рсо

Ук Не Предоставляет Информацию О Задолженности Перед Рсо

Управляющие компании нередко нарушают правила актирования недостатков коммунальных услуг. РСО обычно не посылают своих сотрудников для участия в проверке, а УК не может самостоятельно соблюсти процедуру. Однако некачественную услугу обязательно надо задокументировать, перед тем как оплатить ее “со скидкой”, иначе РСО через суд потребует оставшуюся сумму. А суд встанет на ее сторону, потому что нарушение договора не доказано согласно правилам № 354.

2,2 млн руб. за месяц – такова может быть разница в расчетах управляющей компании и ресурсоснабжающей организации (РСО). Эту цифру приводит юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев, который делится случаем из своей практики. Одна управляющая компания ведала четырьмя домами по 110-130 человек в каждом, в которых некоторое время не было счетчиков, рассказывает он. По версии РСО, за водоснабжение и водоотведение ей были должны 2,3 млн руб. Эту сумму организация посчитала по пропускной способности трубы (согласно отраслевым «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства от 4 сентября 2013 г. N 776).

Однако вскоре после этого судебная практика начала меняться в направлении, интересном для управляющих компаний. Теперь (чего раньше не было) законодательство допускает прямые отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений (ч. 17–18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ, п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

В работе управляющей компании (УК) иногда случаются проблемы, которые могут дорого ей обойтись. Из-за поломки общедомового счетчика ресурсоснабжающая организация может выставить счет в 20 раз больше, если применит отраслевые правила расчета. Если услуга некачественная, но управляющая компания неправильно составила акт — ей придется заплатить полную цену. Кроме того, ресурсоснабжающая организация может вынуждать УК содержать фактически бесхозные коммунальные сети или оплатить услуги, за которые УК не собирала деньги с жильцов. Есть ли выход из этих ситуаций? Сергей Сергеев из МКА “Арбат” рассказывает, когда управляющей компании можно не переплачивать.

  1. Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
  2. Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
  3. Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.
  • Присоединяйтесь к 34 561 подписчикам Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ. Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку. Подписаться Восстановить подписку Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru Статьи Новости Обсуждения База знаний Мероприятия Последние публикации 2 дня назад 2 дня назад 2 дня назад 3 дня назад 3 дня назад 3 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 4 дня назад 5 дней назад 5 дней назад 5 дней назад 6 дней назад 6 дней назад 6 дней назад 18+Портал для УО/ТСЖ
    • Интернет-служба для УО/ТСЖ
      • —>ОСС на 100%Оформите весь пакет документов по ОСС в МКД в одной программе, войдите в свою учётную запись или зарегистрируйтесь Спасибо! Мы сообщим вам о запуске сервиса.Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.Узнать о запуске Подписаться Восстановить подпискуВыберите причину нарушения: Спам/Введение в заблуждение Проявление нетерпимости и дискриминация Нарушение моих прав ОтправитьМы работаем с УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК и расчётным центрами и не оказываем услуги собственникам и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Вы представитель управляющей организации или расчётного центра? Да, я представитель УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК или расчётного центра Нет, я представляю собственника (потребителя ЖКУ) ПодтвердитьПодпишитесь на рассылку Получайте новости сферы ЖКХ, присоединяйтесь к 34 561 подписчику! Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия .

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Случаи аннулирования лицензии управляющей компании с такой формулировкой пока не были зафиксированы, но у органов ГЖН есть необходимые полномочия. Признание лицензированной УК банкротом – один из факторов, который дает право аннулировать разрешение организации на работу.

В случае повторного подобного нарушения этим УО грозит лишение лицензий.Напоминаем управляющим организациям, что перечень грубых нарушений лицензионных требований, за которые УО могут отстранить от работы с МКД, утверждён .Всего таких нарушений 8, самое распространённое – наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Больше информации по теме вы найдёте . 16 августа 6209Полезная новость?0Поделитесь с коллегами и друзьями

4 ст. 14.1 КоАП РФ.Упрощается процесс лишения лицензии. При повторном совершении управляющей организацией грубых нарушений лицензионных требований, которые предусмотрены подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) :незаключение договора по газу и лифтам,отказ от передачи технической и иной документации,непрекращение управления домом после исключения из реестра,в течение 12 месяцев после первого нарушения все дома управляющей организации исключается из реестра и она лишается лицензии.При повторном грубом нарушении лицензионных требований, предусмотренных другими перечисленными пунктами, в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований из реестра лицензий исключат сведения о многоквартирном доме или домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены. 6347Помимо установленных перечня грубых лицензионных требований и ответственности за повторное их нарушение, в целом интересно для управляющих организаций.

Как избавиться от задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями или долг

По ее информации, сегодня у РСО одна база, а в УК другая, и они не совпадают. Поэтому и растут долги, так как поставщики услуг начисляют ресурсы на одну площадь, а платит население с другой, разница же ложится неподъемным бременем на УК. Еще одна причина – нормирование общедомовых нужд. Управляющие организации не могут потреблять на общедомовые нужды больше ресурса, чем установлено нормативом. Эту причину собираются исправить пересмотром нормативов. В настоящее время анализируются реальные расход ресурсов на общедомовые нужды почти 2000 домов, и по итогам будут установлены новые нормативы. Что касается банкротств УК, на которых так настаивают РСО, чиновники считают такой путь неправильным, так как банкротство вносит хаос в обслуживание домов, приходится срочно выбирать другую компанию, появляются двойные квитанции, а качество обслуживания дома падает.

Но у компании нет имущества, на которое можно наложить арест и использовать в качестве оплаты задолженности. Единственное, чем распоряжается УК – это расчетный счет жильцов, на котором находятся деньги для содержания дома. Поэтому суд может обязать должника оплатить долг средствами с этого счета.

Управляющая компания не присылает уведомления о пении за комунальные услуги. Я оплатила полностью сумму задолжности, думая, что пении уже внесены в платеж. А УК из этой суммы направила средства на погашения пени, в полном объеме, и оказалось, что долг погашен не весь. А на сумму которая осталась начислили еще пени. Вопрос.. законо ли это? И еще какие можно применить рычаги давления и куда жаловаться на УК, что вводит в заблуждения, не присылая квитанцию о пени.

Согласно п. 42(1). Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Министерством финансов Российской Федерации и переведенным на Правительство Республики Северная Осетия-Алания по договорам перевода долга, образовавшаяся на момент вынесения определения арбитражного суда об окончании процедуры банкротства и находящаяся в учете республиканского бюджета.

Очень часто в договорах энергоснабжения стороны согласуют размер неустойки, взыскиваемой с должника в случае нарушения порядка оплаты приобретенных коммунальных ресурсов. Напомним, что неустойка — это один из способов обеспечения обязательств, предусмотренных ГК РФ (см. гл. 23). Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (любого, в том числе и денежного ), в частности в случае просрочки исполнения. Как указано в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 13/14, если стороны договора предусмотрели в случае просрочки исполнения денежного обязательства должником именно уплату неустойки (пени), то предполагается, что кредитор вправе применить одну из двух мер ответственности: уплату пени в размере, предусмотренном соглашением сторон, или процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Ввиду такой возможности следует обратить внимание на следующий момент. Договорная неустойка, как правило, устанавливается в размере, превышающем размер процентов, рассчитываемых согласно ст. 395 ГК РФ. Например, по состоянию на 27.07.2011 ставка рефинансирования равна 8,25%, а рассчитанный исходя из нее процент за каждые просроченные сутки нарушения денежного обязательства — 0,023 (8,25% / 360 дн.) . В свою очередь, «рамочная» договорная неустойка, как правило, составляет 0,1% от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждые просроченные сутки. Существует мнение, что соглашение между ТСЖ и РСО о неустойке в размере 0,1% незаконно, и вот почему. Товарищество, хотя и признается стороной договора энергоснабжения (абонентом), по сути своей деятельности все же заключает такой договор в интересах своих членов. Данное обстоятельство должно учитываться при назначении для ТСЖ меры ответственности за неисполнение условий договора. Ведь согласно общим правилам лица (независимо от членства в каких-либо объединениях собственников), несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки (п. 14 ст. 155 ЖК РФ). Например, по состоянию на 27.07.2011 это будет 0,0275% (8,25% / 300). Указанная норма ЖК РФ запрещает увеличение установленного размера пеней. Вместе с тем согласно позиции Пленума ВАС РФ (см. Постановление от 05.10.2007 N 57) обязательства ТСЖ перед организациями (в том числе и РСО), непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения данными организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ. На основании этого ФАС СЗО в Постановлении от 09.03.2011 по делу N А56-25711/2010 счел требования ТСЖ о снижении размера договорной неустойки (согласованной между ним и РСО) до размера неустойки, предусмотренного законом (п. 14 ст. 155 ЖК РФ), обоснованными. То есть, в сущности, суд указал на невозможность взыскания с ТСЖ в пользу РСО большей суммы неустойки, чем установлено ЖК РФ. Заметим, что проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитываемые в соответствии со ст. 395 ГК РФ, не превышают установленный п. 14 ст. 155 ЖК РФ размер ответственности за неисполнение денежного обязательства, поэтому считаем возможным использование данной меры ответственности во взаимоотношениях ТСЖ и РСО.

Это интересно:  Гарант закон о бесплатной земле многодетным

Следует отметить, что ответственность за неисполнение обязательства, в том числе и денежного, наступает при наличии вины (умысла или неосторожности) должника (ст. 401 ГК РФ). Должник признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обращаем ваше внимание, что отсутствие вины в нарушении обязательства должен доказать сам должник. Согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14 отсутствие у должника денежных средств, необходимых для уплаты долга по обязательству, связанному с осуществлением им предпринимательской деятельности, не является основанием для освобождения от уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Таким образом, отсутствие денежных средств для погашения задолженности не является обстоятельством, исключающим вину должника в просрочке платежа. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21. В частности, указано, что отсутствие у юридического лица (учреждения) денежных средств (бюджетного финансирования) нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения денежного обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Ремарка автора.
При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году (месяце) принимается равным 360 (30), если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота (п. 2 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 13/14).

Напомним, что согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 проценты за неисполнение денежного обязательства взыскиваются с должника независимо от того, возник долг в соответствии с договором или в условиях отсутствия договорных отношений. Это правило весьма актуально для УК. Так, в Постановлении от 17.05.2011 по делу N А35-75/2010 ФАС ЦО указал на правомерность взыскания с УК процентов за пользование чужими денежными средствами (средствами РСО) за тот период, когда между УК и РСО соответствующий договор энергоснабжения еще не был подписан, однако теплоэнергия в МКД, обслуживаемые организацией, уже отпускалась. Эта ситуация возникла вследствие того, что изначально договор поставки коммунального ресурса был подписан сторонами с протоколом разногласий . Затем данный преддоговорный спор рассматривался в арбитражном суде. В результате на протяжении полутора лет между УК и РСО отсутствовали договорные отношения, однако коммунальный ресурс (тепловая энергия в горячей воде) в МКД поставлялся, в адрес УК выписывались соответствующие акты и счета-фактуры, претензий по срокам, объемам и качеству отпущенной теплоэнергии не было. Суд установил, что раз тепловая энергия в горячей воде фактически отпускалась и потреблялась, УК как абонента следует обязать оплатить стоимость самого коммунального ресурса за весь период его получения и привлечь к гражданско-правовой ответственности в виде уплаты процентов за неисполнение денежного обязательства.

Если исполнитель коммунальных услуг вовремя не оплачивает коммунальные ресурсы, приобретенные у РСО в целях обеспечения соответствующих потребностей граждан, это является основанием для наступления ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусмотренной ст. 395 ГК РФ. Однако ответственность наступает только при наличии вины исполнителя коммунальных услуг в задержке выплат (ст. 401 ГК РФ). Являются ли неплатежи домовладельцев обстоятельством, исключающим вину управляющей компании или ТСЖ в образовании задолженности перед РСО?

Можно годами ждать подписания действительно нужных для сферы управления МКД поправок, но так и не дождаться, ибо они интересны исключительно собственникам помещений и управляющим организациям. Ну, нет тут у государства интереса… Но если дело касается «закручивания гаек», дополнительных штрафов с бизнеса и прочих источников пополнения бюджета, то, как показывают последние события в России, государство действует очень оперативно.

Каждый способ индивидуален как и люди, и в некоторых ситуациях может сработать, а может, и нет. За время существования управляющих компаний и судебных разбирательств с долгами накопилось множество судебной практики, из которой можно черпать опыт и посмотреть, какие прецеденты борьбы с задолженностью существуют на сегодняшний день.

Организации по обеспечению ресурсами не могут оставить весь дом без необходимых условий. Подавляющее большинство жильцов исправно платит за потребляемые ресурсы, а значит, также в суде могут обжаловать свое право в случае, если прекратиться подача воды, света или газа.

По словам экспертов, есть несколько способов выяснить, что УК делает с полученными коммунальными платежами и не грозит ли ей в ближайшее время банкротство. Во-первых, каждая управляющая компания ежегодно должна раскрывать свою финансовую отчетность. Во-вторых, каждый месяц она обязана публиковать смету расходов и перечень выполненных работ на своем сайте и вносить эти данные в Единую информационную систему, отмечает Юрий Татаринов.

Задолженность перед поставщиками есть практически у любой управляющей компании, так как по статистическим данным около 10 – 15% собственников не вовремя платят за коммунальные услуги. Поэтому, чтобы не довести компанию до банкротства, ее руководители должны знать методы борьбы с задолженностями.

Долги перед РСО и грубые нарушения лицензионных требований

Если вы вспомните, то ранее в Минстрое обитал некий одиозный малый, которого звали Андрей. Он активно писал в Фейсбуке, обличал вороватые управляющие организации и активно боролся за права ресурсоснабжающих организаций. Причем боролся настолько активно, что сам по себе факт наличия задолженности перед РСО абсолютно «случайно» с помощью команды Андрея стал признаваться грубым нарушением лицензионных требований .

Предыстория : мы в нашей CRM-системе для УК и ТСЖ « Квартира.Бурмистр.Ру » стали автоматизировать процесс отслеживания размера задолженности перед РСО с целью минимизации рисков для клиентов. Цель, которую удалось добиться, – сделать возможным однократный ввод задолженности перед РСО и последующего получения «подсказки»: можно ли подписывать акт сверки с РСО и тем самым признать размер задолженности . В процессе написания техзадания программистам мне пришлось «ковыряться» в нормативке, ну, а если уж ковырялся – написал статью по этому поводу.

«В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев , среднемесячная величина обязательств по оплате по договору … определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия »

В-четвертых , думаю, никому не открою глаза на то, что «афера» с прямыми договорами «собственник — РСО» с непонятно как рассчитанными нормативами потребления на КРСОИ и при отсутствии возможности для управляющих организаций отдать всю коммуналку (в том числе КРСОИ), пусть даже с помощью общего собрания, превратило сегодняшнюю ситуацию просто в возможность для РСО с помощью ГЖИ «кошмарить» управляющие организации и, по сути, отбирать деньги у населения .

« Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется … путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом , по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев , предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать ».

  • лицензионным требованием к УК, закрепленным в ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, является управление домом с соблюдением Правил осуществления деятельности по управлению МКД № 416,
  • а п. 4 (абз. 4 пп. «ж») этих Правил говорит о том, что содержание дома обеспечивается осуществлением расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг;
  • следовательно, соблюдение порядка осуществления расчетов с РСО является лицензионным требованием, предъявляемым к УК, подлежит лицензионному контролю, и орган ГЖН мог проверять расчеты между УК и РСО;
  • однако соблюдение условий договора ресурсоснабжения между УК и РСО к лицензионным требованиям уже не относится и не может относиться в силу п. 4 ст. 8 Закона о лицензировании;
  • но несмотря на это орган ГЖН в своем предписании возлагает на УК обязанность по оплате задолженности, образовавшейся перед РСО;
  • значит, спорное предписание не направлено на устранение нарушений обязательных нормативных требований, не учитывает специальных требований о необходимости проведения предварительной претензионной работы и по существу ограничивает УК в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав;
  • более того, предписание в данном случае подменяет собой как внесудебный, так и судебный порядок способа исполнения гражданско-правовой сделки между хозяйствующими субъектами, тем самым орган власти вмешивается в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Более того, в отказном определении ВС РФ упомянул также следующее: «проведение проверки по вопросам наличия у УК задолженности перед РСО и установлению уклонения УК от исполнения договорных обязательств в связи с неоплатой потребленной энергии является вмешательством инспекции в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов». Таким образом, сама возможность проведения проверки по данному вопросу представляется дискутабельной.

В такие же сроки УО обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учёта ресурсов, если таковой установлен в доме. Снять показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца. Порядок предоставления данных должен быть закреплён в договоре между УО и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома (пп. «д» п. 31(1) ПП РФ № 354).

РСО и реогоператор могут передать управляющим организациям все свои права, указанные в п.п. 32, 148(23) ПП РФ № 354, а также следующие обязанности:

  • снимать показания ИПУ, установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже 1 раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ № 354);
  • проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ № 354).

Если часть прав/обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой договор, была передана управляющей организации, то РСО/регоператор обязаны сообщить об этом потребителям, разместив информацию на стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в собственных офисах.

После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.

ПП РФ № 897 внесло изменения в законодательство в части информационного взаимодействия управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Во второй статье рассказываем о новых обязанностях УО, правилах контроля качества услуг и обмена показаниями приборов учёта с РСО.

Как избавиться от задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями или долги; в воду

Но у компании нет имущества, на которое можно наложить арест и использовать в качестве оплаты задолженности. Единственное, чем распоряжается УК – это расчетный счет жильцов, на котором находятся деньги для содержания дома. Поэтому суд может обязать должника оплатить долг средствами с этого счета.

УК может рассчитать долг между всеми жильцами, но это приведет лишь к возмущению тех собственников, которые исправно платят за коммунальные услуги. Нередко компании обращаются в коллекторские агентства, которые, как известно, могут заставить человека заплатить.

  1. Все счета необходимо тщательно проверять, включая сроки, тарифы и т.д.
  2. Следует выяснить, есть ли между обеими компаниями договор цессии. Для этого нужно оформить официальный запрос.
  3. Если договор существует, то должникам должно быть предоставлено под роспись уведомление о переходе долга другому кредитору. При этом оплачивать задолженность новой компании не следует до тех пор, пока у нее не будет доказательств, что к ней перешло право требования.
  4. В этот период не должна насчитываться пеня. И договор цессии является доказательство отсутствия вины со стороны жильцов. Добиться освобождения от пени можно, если должник является безработным, иждивенцем, инвалидом и т.д.

УК при этом выступает посредником между ними и ресурсоснажающими организациями, обязуясь заниматься сбором платежей и передачей денег. Но все владельцы квартир добросовестно относятся к своим обязанностям и не оплачивают коммунальные услуги или работу подрядчиков.

Но у такого счета обязательно должен быть распорядитель, например, расчетный центр. И от него зависит, будут ли использованы деньги жильцов для оплаты задолженности перед РСО или подрядчиками, или нет. Многое зависит от того, что указано в документах, которые подписывались при оформлении счета.

Особые требования к заключению прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) при управляющих компаниях (УК) в 2022 году – плюсы и минусы, обязанности собственников нежилых помещений

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Еще положительный момент для УК – снижение объемов поступающих средств дает возможность сменить систему налогообложения, переведя ее на упрощенный вариант – это позволяет экономить деньги за счет уменьшения работы. Декларация подается один раз в год и сумма при этом станет значительно меньше.

Если же причина перехода к прямым отношениям между потребителем и РСО является задолженность со стороны управляющей компании, тогда действовать надо так:

  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Ук Не Предоставляет Информацию О Задолженности Перед Рсо

«наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения»

12541.Руководствуясь , можно выделить следующие этапы процедуры аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД:Сначала орган ГЖН должен в течение 1 календарного года 2 и более раз выдать вам предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких МКД, которыми вы управляете.Если вы не исполните эти предписания ГЖН или исполните их не должным образом, то уже суд 2 и более раз вынесет вам или ответственному должностному лиц вашей УК административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН.В данном случае орган ГЖН вправе в законодательном порядке и в установленные сроки исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых по решению суда вы совершили нарушение лицензионных требований.Лицензионная комиссия на основании имеющихся данных (если из реестра МКД ушло 15% площади МКД от общей площади домов) рассматривает вопрос об обращении на вас в суд с заявлением об аннулировании лицензии.Орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии уже может обращаться в суд с требованием лишить вас лицензии.Нужно помнить некоторые нюансы, которые есть в законодательстве и применяются на практике.

они интересны исключительно собственникам помещений и управляющим организациям. У государства здесь нет интереса. Но если дело касается «закручивания гаек», дополнительных штрафов с бизнеса и прочих источников пополнения бюджета, то, как показывают последние события в России, государство действует очень оперативно.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных пунктов дает органу государственного жилищного надзора (ГЖН) право на обращение в суд с целью отзыва разрешения УК. Также это возможно в случае назначения управляющей компании более трех административных наказаний из-за уклонения от проверок, ее признания банкротом. Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.199, ч.2) отзыв лицензии УК может быть инициирован, если в ее управлении в течении полугода нет ни одного дома.

Лишиться лицензии можно, если в течение года лицензиату назначили три и более административных наказания за уклонение от проверок органами ГЖН, и по решению суда о признании лицензиата банкротом.Отзыв лицензии может произойти и из-за отсутствия домов в управлении.

  1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования.
  2. Если представитель кредитора действует на основании полномочий, содержащихся в документе, который совершен в простой письменной форме, должник вправе не исполнять обязательство данному представителю до получения подтверждения его полномочий от представляемого, в частности до предъявления представителем доверенности, удостоверенной нотариально, за исключением случаев, указанных в законе, либо случаев, когда письменное уполномочие было представлено кредитором непосредственно должнику (пункт 3 статьи 185) или когда полномочия представителя кредитора содержатся в договоре между кредитором и должником (пункт 4 статьи 185).
  1. На квартир принимается решение о начале процедуры.
  2. Подается заявление в Арбитражный суд.
  3. Суд рассматривает вопрос на предмет возможности «выплыть».
  4. Назначается временный управляющий, который проводит анализ ситуации, созывает собрание кредиторов.
  5. По его отчету суд принимает решение о дальнейших действиях.

Вследствие накопления долгов выносятся определенные штрафные санкции , начисляется пеня. А оплатить долги и штрафы ТСЖ просто нечем, поскольку организация некоммерческая, соответственно, собственного дохода, позволяющего покрывать задолженности, не имеет. На этот случай законом защита интересов добросовестных жильцов не предусмотрена .

Цель создания резерва сомнительных долгов (кстати, он создается по каждому долгу в величине, зависящей от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично) — показать в отчетности достоверную информацию о дебиторской задолженности. Впрочем, списание нереальных для взыскания долгов преследует ту же цель. Поэтому в п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что такие долги списываются в состав расходов, только если их суммы в предыдущем отчетном году не были зарезервированы.

Поставщик коммунальных услуг имеет договор , согласно которому поставляет услуги и получает за них оплату. В случае невыполнения условий, поставщик имеет право отключать подачу тех или иных ресурсов, либо применять другие методы в рамках законодательства.

Однако часто граждане-потребители не проявляют активную позицию либо не могут присутствовать на собрании по объективным причинам. Поэтому, как нам кажется, переход на прямые договоры с РСО должен стать обязательным для всех МКД, дабы исключить сложности с принятием решения на собраниях.

Поэтому в перспективе необходимо диверсифицировать коммунальные тарифы в зависимо-сти от категорий жилых домов, уверен эксперт. Ведь на содержание тех же хрущевок требуется больше средств, чем на обслуживание новых зданий. Параллельно следует развивать меры социальной поддержки для малообеспеченных жителей изношенных МКД, которые не смогут оплачивать услуги ЖКХ по экономически обоснованным тарифам.

УК не имеет права самостоятельно взыскивать денежные суммы с жильцов. Она может лишь начислять проценты (пени), которые регламентируются 155 статьей ЖК РФ. При большом долге обслуживающая организация также может подать на должника в суд. Но судебное разбирательство не дает точную гарантию того, что компания получит свои деньги, так как многие неплательщики игнорируют повестки в суд и скрываются от судебных приставов.

Сейчас это финансовое бремя несут управляющие компании. Если жильцы дома заключат прямые договоры с РСО, платить за «сверхнормативные» общедомовые ресурсы, возможно, придется поставщикам. Но пока этот вопрос в законопроекте не регулируется. И его, как считает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин, следует проработать более детально.

Некоторые ресурсоснабжающие организации, впрочем, опасаются, что на них возложат оплату «сверхнормативных» объемов потребленных общедомовых ресурсов. Ведь в домах, где нет коллективных счетчиков учета тепла и электроэнергии, стоимость ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, рассчитывается по специальным региональным нормативам. И за все, что сжигается и отапливается сверх норматива, жильцы, согласно действующему законодатель-ству, не платят.

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

  1. — Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
  2. — Согласно пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов представленных ИСПОЛНИТЕЛЕМ;
  3. — Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации .

Доводы компании о том, что она объективно не может покрыть имеющуюся недостачу из-за задолженности жителей, суд отклонил. Он указал, что согласно Стандартам управления МКД компания должна вести нести претензионную и исковую работы в отношении должников, а также оплачивать ресурсы по договору ресурсоснабжения. Задолженность жителей не освобождает компанию от оплаты фактически потребленных ресурсов, поставленных ресурсоснабжающей организацией.

Мы сервисная компания, которая хорошо выполняет свою работу, мы перешли на прямые договоры через споры, суд и конфликты с администрацией, ибо другого пути нет. Мы за то, чтобы разделять платежи. Одно из преимуществ — избавление от ЕПД (единого платежного документа).

И тут если недосбор по дому составляет 10 %, то ресурсникам нужно получить все средства, а брать деньги управляющей компании можно только из 300 000 р. (270 000 р. при 10% недосборе) от строки содержание и текущий ремонт, то есть останется уже не 270 000 р., а 200 000 (70000 р.

Долги тсж перед ресурсоснабжающими организациями судебная практика

Исполнителем может быть ТСЖ. Анализ законодательства и практики его применения позволяет говорить о том, что ТСЖ всегда является исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, когда собственники избрали товарищество как способ управления. Так, согласно п. 1 ст.

Любая управляющая компания имеет сложности по финансовым вопросам. Это очень сложная структура, которой нужно уметь руководить, а также выстраивать отношения с людьми. Если освоить азы выхода из такой сложной ситуации как долговая яма, другие проблемы покажутся мелкими неприятностями.

Товарищество собственников жилья является некоммерческим объединением владельцев помещений в многоквартирном доме, созданным с целью совместного управления общим имуществом. В распоряжении ТСЖ может находиться один или даже несколько расположенных рядом домов. Чтобы организовать товарищество, на общем собрании должны положительно проать более 50 процентов собственников имущества.

Каждый член ТСЖ должен знать, что при накоплении долга более 100 тысяч рублей и непогашении хотя бы части его в течение 3 месяцев может повлечь за собой процедуру банкротства или ликвидации ТСЖ. Чем это грозит законопослушным жителям? Ничем хорошим. Дело в том, что заплатить долги ТСЖ все равно обязано. И довольно часто для их погашения жителям приходится проводить повторную оплату.

Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения норм действующего законодательства, руководителю придется нести административную ответственность или уголовную. Если он не будет уличен в преднамеренной финансовой несостоятельности, долги компании будут погашены за счет имущества ТСЖ. Под эту категорию попадают:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2022 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2022 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2022 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2022 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Обязана Ли Управляющая Организация Предоставлять Собственникам Информацию По Долгам Перед Ресурсниками

Во время банкротства может быть введено внешнее управление. Тогда все вопросы по многоквартирному дому переходят к внешнему управляющему. В его обязанности будет входить и борьба с неплательщиками, и направление определенных средств в счет погашения долга. Это могут быть деньги от реализации офисного оборудования, мебели, членские взносы, предусмотренными, к примеру, на другие цели, и др.

Кроме того, в этом случае наши обязательства по оплате соответствующих коммунальных услуг будут считаться исполненными даже в том случае, если мы произведем оплату по платежке управляющей организации и не заплатим по платежке, выставленной поставщиком коммунального ресурса.

Сведения о долгах относятся к персональным (личным, защищаемым) данным. Согласно Закону «О персональных данных» к ним относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Как раз по указанному номеру квартиры и определяется физическое лицо (собственник).

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.

Законодатель, предоставляя РСО возможность работать с жителями многоквартирных домов (МКД) в обход УК, ставил целью снять все вопросы по оплате коммунальных услуг, сделать этот сегмент сферы ЖКХ понятным и открытым. Такого эффекта можно достичь только при участии в процессе всех заинтересованных сторон. И УК готовы к диалогу. К примеру, генеральный директор ООО «УК-3» (г. Тольятти) Виктор Силивоненко отмечает: «Диалог необходим. Чем быстрее ресурсники подключатся к процессам взыскания просроченных платежей, тем быстрее будет результат. И такой шаг будет логичен с точки зрения здравого смысла. Необходимо, чтобы нормативными документами, регулирующими взаимоотношения УК, потребителей и энергетиков, был предусмотрен статус мертвых долгов и порядок взаимоотношений в данной части. Считаю, что и органы власти должны подключаться в той части, где должниками выступают граждане, проживающие в муниципальных квартирах. Сегодня с учетом того фактора, что количество муниципальных квартир невелико, но по ним доля в общей задолженности порой доходит до 30%. В целом по отрасли наблюдается снижение платежеспособности населения. По итогам 2022 г. собираемость по квартплате составила 93%, притом что ранее сборы были на уровне 95-97%. Такое падение платежей трудно припомнить».

Важно помнить, что около года назад, в преддверии перехода РСО на прямые договоры с населением, тема активно обсуждалась участниками рынка с целью минимизировать побочные эффекты от этого процесса. Ровно год назад, в апреле 2022 г., состоялось заседание в формате круглого стола, организованное комитетом по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Самарской губернской думы, на тему: «О механизме заключения собственниками жилья прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями при оказании коммунальных услуг: правовые основы, возможные проблемы и пути их решения». По итогам мероприятия был сформирован ряд рекомендаций и предложений. В частности, СГД поручалось «организовать сбор и обобщение предложений управляющих и ресурсоснабжающих организаций, иных лиц по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей отношения по заключению и реализации прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг».

В марте ПАО «Т Плюс» опубликовало на своем корпоративном портале сообщение, что «Т Плюс в 2022 г. усилило борьбу с дебиторской задолженностью управляющих компаний». В нем идет речь о том, что Самарская обл. находится в числе регионов, где наиболее сложная ситуация по долгам. И указан размер задолженности в 8,1 млрд р. При этом сообщается, что организации-посредники остаются наиболее крупной категорией дебиторов. Для борьбы с ними сбытовые подразделения Группы «Т Плюс» применяют весь спектр установленных законом мер: аресты и другие обеспечительные меры имущественного характера, привлечение аффилированных лиц к субсидиарной ответственности. Руководители наиболее злостных УК-неплательщиков привлекаются к уголовной ответственности за мошеннические действия. При этом именно неплатежи преподносятся как наиболее серьезный фактор, ограничивающий возможности компании по модернизации тепловых сетей в регионах присутствия.

Примерно в этот же период была подготовлена резолюция Форума управляющих организаций в сфере ЖКХ Самарской обл. Депутатам СГД предлагалось определить механизм передачи долгов граждан от УК ресурсоснабжающим организациям при переходе на прямые договоры. УК неоднократно предлагали РСО комиссионно подойти к решению вопроса невозвратных долгов населения. Как можно убедиться, отклика от РСО не последовало, что вряд ли упростило ситуацию в сфере ЖКХ.

Иными словами, РСО предпочитает видеть в лице любой УК прежде всего должника, а не партнера. Поскольку именно между организациями существует или существовал договор на поставку ресурсов. Объясняется это предельно просто. РСО гораздо удобнее взыскивать деньги с одного должника в лице УК, нежели гоняться за тысячами неплательщиков категории «население». Похоже, что такой подход к взаимодействию с УК сохранился в РСО и после введения прямых договорных отношений с жителями.

Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирника без сотрудника УК попасть довольно сложно.

Осенью 2022 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.

Система прямых договоров была бы выгодна и УК. При заключении прямого договора между РСО и потребителем управляющая компания будет выполнять именно те функции, для которых она и привлекается: обслуживание внутридомовых инженерных систем в рамках жилищной услуги, предоставляемой по договору управления. Она больше не несет ответственности за неплатежи граждан, а также за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, соответственно уменьшается количество возможных банкротств УК и случаев возбуждения административных и уголовных дел. При заключении прямого договора между РСО и потребителями УК избавится от своего основного риска — задолженности перед РСО, которая в перспективе от 1 года до 3 ведет к банкротству УК. С точки зрения договора с потребителем УК должна остаться профессиональным звеном, которое в рамках договора управления будет отвечать за взаимоотношения между РСО и жильцами МКД. К примеру, если качество ресурса у РСО хуже, чем это предусмотрено, УК должна выступать от имени потребителя и защищать его интересы.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.

У управляющего нет договора с РСО: кто является исполнителем КУ

Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2022 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.

В настоящее время при построении отношений по поводу предоставления коммунальных услуг участники нередко исходят не столько из вектора, заданного законодателем, сколько из своих практических задач: управляющие МКД устраняются от предоставления коммунальных услуг, РСО не заключают договоры с ними, получая платежи населения напрямую. В таких условиях правоприменительная практика весьма неоднородна: в большинстве случаев УК все же признают исполнителем коммунальных услуг, но есть ситуации, когда суды исходят из прямых отношений между РСО и жильцами (когда УК вообще никак не причастна к данной сфере). Поэтому предсказать исход судебного разбирательства, если РСО изменит свою позицию (например, решит взыскать долг с УК, а не с жильцов), весьма затруднительно. Летние нововведения в жилищном законодательстве также не добавили ясности, поскольку, по мнению автора, они фактически узаконили сложившиеся на практике в конкретных случаях прямые отношения между РСО и населением.

Второе дело Верховный суд отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции с рекомендацией учесть конкретные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о фактически сложившихся договорных отношениях между УК и РСО в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения, что будет указывать на принадлежность статуса исполнителя коммунальных услуг управляющей организации, а не РСО (документально подтверждено, что в спорный период УК оплачивала потребленную электроэнергию в адрес РСО).

В частности, арбитры АС ВВО полагают: действующее законодательство не позволяет прийти к выводу, что обязанности УК по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (отсутствия) договора ресурсоснабжения. Они считают, что обязанность УК предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с РСО (постановления АС ВВО от 03.08.2022 № Ф01-2744/2022, Ф01-2745/2022, от 20.07.2022 № Ф01-2662/2022, от 23.04.2022 № Ф01-1208/2022).

Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.