Статья Ук Рб Распространение Личной Информации

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Доброго времени суток, дорогие читатели блога, прямо сейчас мы будем постигать возможно самую необходимую и интересующую Вас тему — Статья Ук Рб Распространение Личной Информации. После прочтения у Вас могут остаться вопросы, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.

На случай когда коммерческая тайна разглашается умышлено и в результате ее разглашения организации причинен ущерб в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер:

Ответственность за распространение в сети Интернет запрещенной информации

Информацию о частной жизни и персональные данные физического лица можно распространять только с его письменного согласия . К такой информации, например, относятся сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья .

Ответственность за распространение в сети Интернет запрещенной информации

Обратите внимание!
За распространение такой информации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (от 230 до 690 бел. руб.) с конфискацией указанных произведений.

Во-первых, правоохранители могут изучать содержание страниц в соцсетях. Во-вторых, на вас может написать заявление бдительный гражданин, который увидит в ваших постах или комментариях нарушение закона. Если вы скрываетесь под ником, вас найдут по IP-адресу. Правоохранители сначала проведут проверку. И если нарушение подтвердится, заведут административное или уголовное дело.

А кто решает, что запрещено? Как в Беларуси наказывают за комменты и репосты в интернете

В последнее время белорусов все чаще привлекают к ответственности за распространение экстремистских материалов. С юристами правозащитного центра «Весна» разбираемся, как не попасть под статью и за какие комментарии и репосты у правоохранителей могут к вам возникнуть вопросы.

А как меня найдут?

Внимательно изучите Республиканский список экстремистских материалов, который постоянно обновляется. Под запретом, к примеру, самая известная книга Гитлера, ряд анархистских сайтов, материалы, которые ставят под сомнение существование Холокоста, а также отдельные фразы, такие как «классовая война» (на английском). Как показывает практика, к ответственности могут привлечь даже за фото в шапке с подобной надписью.

Неприкосновенность личной жизни – нечто само собой разумеющееся, в своем роде моральный закон. Появился он задолго до изобретения технических средств, который позволяют без труда фиксировать чужие будни.

Статья Ук Рб Распространение Личной Информации

Бытовые распространители допускают две классические ошибки. Первая – хранение на домашнем компьютере пикантных файлов с открытым доступом для других пользователей. Вторая – размещение на своей страничке в Интернете излишне откровенного фото и видео.

Неприкосновенность личной жизни

Статья 151 Гражданского кодекса предусматривает охрану данных благ различными законными способами, одним из которых является самозащита права. В нашем случае к самозащите относится требование прекратить съемку.

Помните, что Глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь ( ГУНиПТЛ КМ МВД РБ), которые проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют лиц, распространяющих порнографию.

Законодатель, на сегодняшний день, предусмотрел следующую ответственность по ст.343-1 УК Республики Беларусь за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (детскую порнографию), а именно:

Ответственность по статье «Порнография»

Согласно статье 35 вышеуказанного Закона, сеть электросвязи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, предназначенный для оказания услуг электросвязи всем пользователям услуг электросвязи, в том числе по распространению программ телевизионного вещания и радиовещания.

В соответствии с п.12 ст. 33 УК РБ данная категория уголовных дел относится к делам частного обвинения, соответственно, возбуждено оно может быть только по заявлению потерпевшего. В рамках рассмотрения данного уголовного дела в суде потерпевший (частный обвинитель) может заявить гражданский иск о возмещении морального вреда, если действиями виновного лица были подорваны его авторитет и деловая репутация, а также иск о возмещении материального вреда в виде упущенной выгоды, когда распространение сведений о частной жизни привело, например, к срыву сделки, выгодной для потерпевшего.

«Имеет ли он право распоряжаться моими фото по своему усмотрению? Как я могу защититься? Может ли мое письмо ему о несогласии на распространение моих фото в Интернете основанием для привлечения его к ответственности?», — задает вопросы наша читатель.

Уголовное дело

— Пострадавший от незаконных действий другого лица вправе также обратиться за судебной защитой своих законных прав в порядке гражданского судопроизводства, предъявив гражданский иск о защите права на неприкосновенность частной жизни и взыскании морального и материального вреда. Данное право гражданина прямо прописано в ст.152 ГК РБ: «…если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права…, гражданин вправе требовать от нарушителя денежной компенсации указанного вреда».

Чтобы не нажить проблем, в том числе и с законом, важно помнить, что не везде и не всегда уместно щелкать камерой. На дверях многих музеев можно увидеть знак, сообщающий о том, что фотосъемка запрещена. Например, в Париже не удастся пофотографировать в Нотр-Дам и Лувре, а в Ватикане потолок Сикстинской капеллы. В Грузии нельзя фотографировать в музеях. Конечно, многие запреты туристы часто обходят и умудряются сделать несколько снимков на память. И это желание вполне понятно.

Что такое вмешательство в личную жизнь? Рассуждают эксперты

Ограничений на съемку с каждым днем по всему миру становится больше. И это огорчает. В конце мая в ЕС вступил в силу запрет на фотографирование посторонних людей. Но представьте следующую картину. Триумфальная арка в Париже, шумная пешеходная улица Рамбла в Барселоне, площадь Сан-Марко в Венеции. Попробуйте сделать фото так, чтобы в кадр не попал ни один испанец, француз, итальянец. Наверняка на снимке окажутся и туристы, и местные жители. Что же, перед тем как нажать кнопку, нужно обращаться к каждому за разрешением?

Это интересно:  Какие льготы по жку будут действовать в тюменской области в 2022 году для пенсинеров

Ничего личного

Вместе с тем до настоящего времени действующее гражданское законодательство не в полной степени обеспечивает охрану изображения гражданина: отсутствует как механизм защиты, а в Гражданском кодексе нет текстуального закрепления права на указанную защиту. В связи с этим в адвокатской практике часто возникают случаи, когда посягательство и нарушение права гражданина имели место, однако привлечь виновное лицо к гражданско-правовой ответственности и получить компенсацию крайне затруднительно в силу наличия правовой неопределенности в действующем законодательстве.

С учетом проведенного исследования можно говорить следующее:
Под личной информацией следует понимать совокупность сведений, относящихся к конкретному человеку, и включающую информацию о его частной жизни (сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья и др.), а также персональные данные. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на защиту от незаконных действий посторонних лиц в отношении его личной информации.
В Законе об информации перечень мер по защите информации, а также перечень прав и обязанностей субъектов-носителей информации чрезмерно обобщены и требуют законодательной доработки.
Основы правовой защиты личной информации заложены в статье 28 Конституции Республики Беларусь. Конституционная гарантия запрета незаконного вмешательства в личную жизнь, реализуется и других нормативных правовых актах: УПК, Законе об ОРД, Законе о почтовой связи и ряде других.
Способы защиты личной информации могут быть реализованы в той либо иной форме защиты. Формы защиты можно дифференцировать на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены на рассмотрение юридических дел той либо иной принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений. Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченного лица, совершаемых им с применением дозволенных законом юридических средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.
Вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере оборота личной информации нашли отражение в ряде кодексов: УК, КоАП, ГК. Также необходимо отметить, что за нарушение указанного законодательства, если оно связано со служебной деятельностью, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Выполнение данной работы позволило автору, как выявить проблемы в сфере реализации защиты личной информации, так и сформулировать некоторые рекомендации по их разрешению:
1. Дать легальное определение понятию «личная информация». Утвердить соответствующий перечень относящихся к ней сведений.
2. Утвердить перечень сведений, относящихся к тайне личной жизни.
3. Определить порядок обращения с персональными данными вне реестра.
4. Отдельно от общих мер защиты информации определить перечень мер по защите личной информации: правовые, организационные, технические, частные. Определить порядок их реализации.
В связи с наличием изложенных выше проблем и малой систематизацией законодательства в области защиты личной информации, автор полагает, что в отношении личной информации назрела необходимость принятия комплексного нормативного правового акта (желательно кодифицированного), который однозначно устанавливал бы содержание личной информации и урегулировал бы правовые вопросы, связанные с обращением персональных данных, обеспечением тайны личной жизни, реализовав тем самым одноименное конституционное право граждан.

Для начала хотелось бы отметить, что белорусский законодатель не конкретизировал понятие «личная информация». Данный вопрос не нашел развития и в отечественной теории.
Между тем, этимология слов «личная» и «информация» позволяет говорить о том, что личная информация означает ничто иное как информацию тесно связанную с человеком (личностью, индивидуумом) и его жизнью.
Как законодательство, так и теория оперируют понятиями личная тайна, тайна личной жизни, частная жизнь, персональные данные и т.д.[3, C.11] Изучение трудов как российских, так и зарубежных ученых позволяет сделать вывод, что за рубежом имеется аналогичный подход к понятию личной информации (к примеру, в США, Англии, России и др.) [ 23; 21].
В этой связи, полагаем, что «личная информация» является собирательным понятием и для его конкретизации необходимо провести анализ действующего национального законодательства.
Конституция Республики Беларусь провозглашая наше государство унитарным демократическим социальным правовым (ст.1 Конституции Республики Беларусь [11]), определяет что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Конкретизация указанных положений происходит в разделе 2 Конституции, причем структурно данный раздел начитается с группы личных прав, которые имеют абсолютный характер, ввиду чего пользуются особой защитой. Указанная группа содержит также статью гарантирующую невмешательство в личную жизнь: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» (ст.28 Конституции).
Главным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы информации, ее распространения и защиты, является Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»[15] (далее – Закон об информации).
Информацию о частной жизни физического лица и персональные данные Закон относит к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст.17).
Согласно ст.18 Закона никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.
Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечива¬ющих гражданину возможность находиться вне службы, вне производст¬венной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права [21, С.141].
Наиболее полно состав сведений, которые могут быть отнесены к личной к тайне жизни граждан, был отражен в Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь N 21 от 3 июля 1996 г. [8] (утратил силу в связи с принятием Постановления Министерства Юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 132 «Об утверждении Инструкции о порядке доступа к архивным документам, содержащим сведения, относящиеся к личной тайне граждан, и о признании утратившим силу приказа Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 июля 1996 г. № 21») .
Согласно данной Инструкции к составу документов, хранящихся в архивных учреждениях республики, личной к тайне жизни граждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, в их числе:
— о здоровье, семейных и интимных отношениях;
— об обстоятельствах рождения, усыновления, развода;
— о личных привычках и наклонностях;
— личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео, аудио и другие виды сохранения информации;
— об имущественном положении, источниках доходов;
— о деятельности, содержащей коммерческую тайну;
— об интеллектуальной собственности (авторское право, изобретательское и патентное право, право на научные открытия, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства);
— сведениях, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества;
— об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.п., а также об обвинении в злоупотреблениях властью или служебным положением и др.(пункт 1 Инструкции).
В центре системы правового регулирования защиты персональных данных стоит сам человек, одно из его основополагающих прав в современном обществе — право на неприкосновенность частной жизни [7, C.75].
Понятие персональных данных дается в Законе Республики Беларусь «О регистре населения» [20] (далее – Закон о регистре). Так, согласно ст.1 Закона персональные данные физических лиц (персональные данные) – совокупность основных и дополнительных персональных данных, а также данных о реквизитах документов, подтверждающих основные и дополнительные персональные данные конкретных физических лиц.
При этом, к основным персональным данным относятся: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество; пол; число, месяц, год (далее – дата) рождения; место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве (подданстве); данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания; данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным (ст.8 Закона о регистре).
Данные о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке (детях) физического лица; о группе крови; о прижизненном несогласии на забор органов и (или) тканей для трансплантации при наступлении смерти; о высшем образовании, ученой степени, ученом звании; о роде занятий; о пенсии, ежемесячном денежном содержании по законодательству о государственной службе (далее – ежемесячное денежное содержание), ежемесячной страховой выплате по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о налоговых обязательствах; об исполнении воинской обязанности – являются дополнительными персональными данными (ст.10 Закона).
Данные о реквизитах документов, подтверждающих основные и дополнительные персональные данные: название документа; серия; номер; дата выдачи (принятия); срок действия; наименование организации, выдавшей (принявшей) документ (ст.11 Закона о реестре).
Интересное соотношение тайны личной жизни и персональных данных предложила М.Н.Малеина [13, С.18]: «Тайну частной жизни мож¬но представить как общую родовую категорию, включающую профес¬сиональные и непрофессиональные (иные) тайны; тайна персональных данных — одна из видов тайн».
С учетом изложенного, наиболее целесообразно, по нашему мнению определить личную информацию как совокупность сведений, относящихся к конкретному человеку, и включающую информацию о его частной жизни (сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья и др.), а также персональные данные.
Личную информацию можно классифицировать по нескольким критериям:
1) по объему: полная и частичная. Полной личной информацией владеет только сам субъект информации, в отношении себя лично. Частичной личной информацией могут владеть и другие субъекты информационных правоотношений (должностные лица госорганов, члены семьи, другие лица);
2) по способу хранения: хранящаяся в систематизированном виде (базы данных) и хранящихся в несистематизированном виде (бумажный носитель (к примеру, письмо));
3) по порядку доступа: с особым порядком доступа (сведения о состоянии здоровья) и с простым порядком доступа (информацию об имени человека можно получить, просто познакомившись с ним).
Таким образом, под личной информацией следует понимать совокупность сведений, относящихся к конкретному человеку, и включающую информацию о его частной жизни (сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья и др.), а также персональные данные. Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому право на защиту от незаконных действий посторонних лиц в отношении его личной информации.

Это интересно:  Программа Молодая Семья В Москве 2022 Условия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личную информацию необходимо отграничивать от других видов охраняемой информации, например, от информации, содержащей государственные секреты (тайну), и информации, содержащей коммерческую тайну.
Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с Законом о государственных секретах и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст.1 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» [14] ).
Под государственной тайной законодатель понимает сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь (ст.16 Закона о государственных секретах).
Исходя из смысла ст.16 Закона о государственных секретах, государственная тайна представляет собой одну из категорий государственных секретов (наряду со служебной тайной).
Как видим, государственная тайна является составной частью государственных секретов, соответственно, все правовые аспекты государственных секретов, в полной мере будут относиться и к государственной тайне.
К государственным секретам, в том числе и к государственной тайне, могут быть отнесены:
— сведения в области политики:
— о стратегии и тактике внешней политики, а также внешнеэкономической деятельности;
о подготовке, заключении, содержании, выполнении, приостановлении или прекращении действия международных договоров Республики Беларусь;
об экспорте и импорте вооружения и военной техники;
— о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время;
— сведения в области экономики и финансов:
— о содержании планов подготовки экономики к отражению возможной военной агрессии;
— о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники;
— др (ст.14 Закона о государственных секретах).
Государственные секреты, в том числе и государственная тайна, являются собственностью Республики Беларусь.
Коммерческую тайну, наряду с государственной и личной тайнами, законодатель относит к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст.17 Закона об информации).
Правовое определение коммерческой тайны наравне со служебной было дано в ст. 140 ГК Республики Беларусь.
Так, согласно ст.140 ГК информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.
Коммерческую тайну определяет также Положение о коммерческой тайне, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» [25] (далее – Положение о коммерческой тайне).
Согласно пункта 1 Положения о коммерческой тайне коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Личная информация, информация, содержащая государственные секреты, и информация, содержащая, коммерческую тайну являются информациями ограниченного доступа.
Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией [12, C.74].
Таким образом, основным отличием личной информации от информации, содержащей государственные секреты, и информации, содержащий, коммерческую тайну, является то, что личная информация содержит сведения в отношении конкретного индивида (физического лица), тогда как информация, содержащая государственные секреты, касается всего государства в целом, а информация, содержащая, коммерческую тайну, — конкретного субъекта хозяйствования. Указанные различия обуславливают и различный порядок защиты указанных трех видов информации.

Это интересно:  Участок 3 Сотки В Каких Случаях Можно Строить

Суд говорит: удалите и опровергните, вот решение. Приставы возбуждают исполнительное производство, но бесполезно. Уже и штраф выписывали, но нарушители ничего не удаляют и не опровергают. Когда это квалифицируют как злостное уклонение — будет повод для уголовной ответственности. И теперь это касается вообще всех. В статью 315 УК добавили пункт, который относится не только к госслужащим — для них отдельные формулировки.

Новые наказания за распространение информации: штрафы и реальный срок

Что изменилось. Допустим, кто-то выложил видео или написал пост в соцсетях с оскорбительной или личной информацией. Ее просят удалить или опровергнуть. А человек не хочет: перенес ролик на другой сайт, продолжает писать посты и выкладывать личные документы. Выдает чужие тайны, публикует изображения без разрешения или врет.

Злостное уклонение от удаления и опровержения — до года лишения свободы

Но это было только для чиновников и сотрудников организаций. Например, по решению суда бухгалтерия должна удерживать у сотрудника деньги в счет алиментов, но не удерживает. Или суд сказал восстановить человека на работе, а его не восстановили. Когда уклонение становится злостным, виновника можно наказывать по уголовному кодексу. Это уже судимость, а не просто штраф.

Таким образом, если вы забыли личное письмо в магазине, а продавец прочитал его, это не будет являться вторжением в личную жизнь, так как последний специально не собирал информацию о вас. Но при этом если ваш сосед при помощи специальных устройств подслушивает ваши личные телефонные разговоры, ему грозит ответственность за вторжение в личную в жизнь по соответствующей статье УК РФ .

Статьи УК РФ о проникновение в личную жизнь

Такой тип вторжения характерен для рекламных компаний. Некоторые организации, рекламируя тот или иной свой продукт, используют имя или фотографии знаменитостей, чтобы привлечь покупателя. Если такие действия производятся без согласия лица, чьё имя или внешность используют, это является преступлением, предусмотренным ст.137 УК .

Виды вторжения в личную жизнь

Привлекать лицо к уголовной ответственности можно независимо от того были ли полученные им сведения обнародованы или нет. Для лиц, достигших 16-летнего возраста, за такие деяния предусмотрены следующие наказания: