Декларирования Условий Труда На Рабочем Месте Для Бухгалтера

Декларирование рабочих мест по условиям труда: миф или реальность

Разберем данный случай на конкретном примере:
На предприятии несколько лет назад проводилась аттестация рабочих мест, по итогам которой были выявлены вредные условия труда по фактору освещенности.
Освещенность расценивается в качестве вредного фактора в том случае, если:
· сотрудник выполняет прецизионные работы, связанные с объектами различия, размер которых менее 0,5 мм;
· рабочее место подвержено лучам ослепляющего света;
· объекты различения и рабочие поверхности отражают или рассеивают свет;
· работы ведутся под землей, включая эксплуатационные работы в метрополитене.

Для того чтобы положения ФЗ № 426 были выполнимы на практике, Минтруд России разработал процедуру, в какой форме и в каком порядке можно предоставить декларации и применить методику проведения спецоценки. И тут оказалось, что в методике, которая должна была объяснять процедуру декларирования, сама процедура отсутствует как таковая.

Декларирование в ходе специальной оценки условий труда

  1. a) Создаётся комиссия по спецоценке и заключается договор с оценщиком. Исследовательская фирма должна быть внесена в реестр Минтруда – можно проверить на сайте ведомства. Например, ООО «Прометей» из Екатеринбурга получило право проведения СОУТ в конце 2022 г., имея опыт работы на рынке оценочных услуг около 7 лет. В фирмах-оценщиках, как правило, есть набор необходимых для заказчика документов (приказов и проч.). Комиссия подготавливает перечень рабочих мест, которые необходимо проверить;
  2. b) Эксперты-оценщики и комиссия от работодателя определяются на месте, что вредных факторов нет или их воздействие незначительно. При необходимости эксперт может предложить оформить журнал производственного контроля, подтверждающий допустимость значений параметров. Официально этот этап называется идентификацией потенциально опасных факторов. Эксперты ставят в подготовленном комиссией перечне отметки о факторах, а точнее, их отсутствии;
  3. c) В исследовательской фирме вводятся данные о специальной оценке в автоматизированную систему АКОТ, разработанную министерством труда. Она автоматически формирует отчёт о СОУТ, на основе которого составляются декларации; при этом условия труда классифицируются как допустимые. Отчёт утверждается комиссией заказчика, и исполнитель отправляет данные о законченной спецоценке в Роструд в электронном виде.

Если сотрудников, включая директора, не меньше трёх, то в комиссию записываются обычно директор, главбух и кто-нибудь ещё. Если сотрудников меньше, например, ИП работает сам и никого не нанимает, то, видимо, предполагается вписывать самого предпринимателя и аутсорсинговых бухгалтера и инспектора по охране труда. Законодатели о такой ситуации не подумали, оценщики предлагают обходные манёвры.

Декларирование рабочих мест в 2022 году

Декларирование рабочих мест по результатам спецоценки проводится только после ее завершения. Документ оформляется в печатном и электронном виде. Его подают в государственную инспекцию труда, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда – документ, который подается после утверждения отчёта о проведении спецоценки. Срок действия декларации — 5 лет, с момента утверждения отчёта о проведении СОУТ.

Что такое декларирование соответствия условий труда? Какие рабочие места подлежат декларированию? Как оформить декларацию и куда ее подавать? Зачем

До 2010 года работодатели были обязаны проводить сертификацию работ по охране труда после аттестации рабочих мест. Чем нововведенное декларирование условий труда отличается от сертификации рассмотрим с помощью сравнительной таблицы.

Выше мы выяснили, что задекларировать можно рабочие места с классом условий труда 1 или 2. Таким образом, декларирование принесет работодателю финансовую выгоду: за безопасные рабочие места не нужно платить страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу. Кроме того, за незадекларированные – вредные рабочие места работодателю нужно будет выплачивать работникам компенсации и предоставлять льготы.

Декларирование рабочих мест по условиям труда (тонкости)

Ещё один пример подобной неточности:
(Журнал «Охрана труда и социальное страхование», №5 от мая 2022 г.)
Декларированию подлежат в основном условий труда на рабочих местах первого (оптимального) и второго (допустимого) классов по условиям труда. Классы присваивают рабочим местам в результате проведения СОУТ. Если разбираться подробнее, это не все рабочие места, подпадающие под декларирование. Дополнительно декларируют соответствие условий труда на рабочих местах, на которых факторы по условиям труда не превышают предельно допустимых уровней. Это определяется после исследования результатов СОУТ.

    1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены , работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Это интересно:  Пользуются Пенсионеры Подмосковья Льготами На Транспорте Санкт Петербурга

Декларирования Условий Труда На Рабочем Месте Для Бухгалтера

В отношении возможности декларирования условий труда на рабочих местах, на которых работники обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в процессе трудовой деятельности) медицинские осмотры, сообщаем, что в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, декларации не могут подаваться в соответствии с подпунктом 1 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Декларирования Условий Труда На Рабочем Месте Для Бухгалтера

Действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ) в случаях, если в период действия декларации:

Если работодатель до 1 мая 2022 г. уже подал декларацию соответствия, но у него есть еще рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями, он может оформить уточненную декларацию. Ее нужно подать в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Порядок декларирования рабочих мест

После введения в действие Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», увеличилось количество вопросов от работодателей о порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочие места с допустимыми условиями труда.

В ст.15 закона говорится, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

Декларирование СОУТ

Декларирование СОУТ – это та же специальная оценка условий труда, только менее затратная и более быстрая процедура, заканчивающаяся на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, еще и с гарантированным допустимым классом условий труда.

Под данную услугу у нас выделена группа сертифицированных экспертов, позволяющая декларировать до 10000 рабочих мест в месяц, без привлечения экспертов из других подразделений организации. Также разработана схема взаимодействия, позволяющая минимизировать затраты заказчика, если не все рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда заявителя попадают под декларирование.

Нужно ли подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативам при отсутствии вредных условий

Доброго дня всем!
Коллеги, смотрю закон о спецоценке в первоисточнике от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
и понимаю, что ответственность за не проведение спецоценки лежит конечно же на работодателе, да и то в плане ее обязательности до 31 декабря 2022 года. Здесь речь идет о том, что работодатель добросовестно провел спецоценку и имеет соответствующее заключение. Тогда в законе ответственность за внесение сведений о ее проведении в госреестр лежит на организации, ответственной за ее проведение и имеющей соответствующее право на ее проведение, а именно:
Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Вместе с тем, в той же статье закона указано, что
3. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.
4. В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.
Право конечно не обязанность, но в том же законе указано, что
Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а здесь речь идет о 2 классе вредности, где в законе сказано
Статья 14. Классификация условий труда
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Это интересно:  Помощь молодой семье от государства 2022 тверь если муж не гражданин россии

Я бы обратила внимание на то, что в течении 30 дней работодатель обязан ознакомить своих работников с результатами проведения спецоценки и разместить соответствующее сообщение на своем сайте (ст.15 п.п.5 и 6
5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Изменения в порядке проведения СОУТ: рабочие места с 1 и 2 классом условий труда подлежат декларированию

С 1 мая 2022 года вступил в силу Федеральный закон №136, который внес изменения в порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ, – ред.). Согласно новым правилам, рабочие места, на которых ранее проводились замеры и класс условий труда был признан оптимальным (класс 1) или допустимым (класс 2), имеют право на уточненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Преимущества оформления декларации для работодателя очевидны – экономия финансовых средств. Так как для проведения СОУТ необходимо привлекать аккредитованные организации по СОУТ, услуги оказываются на коммерческой основе по гражданско-правовому договору. При этом, если условия труда не соответствуют нормативам, СОУТ необходимо проводить каждые пять лет. Декларация же оформляется на идентичный срок, и, если на рабочих местах в данный период не выявлено несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия продлевается автоматически на последующие пять лет. Если несчастный случай все же произошел, декларация завершает свое действие для данного рабочего места. При наступлении данных обстоятельств работодатель обязан провести внеплановую СОУТ.

Это интересно:  Почему Детям Рожденным В 2008 Не Положены Чернобыльские Выплаты?

SRG в СМИ

Декларирование стало возможным после того, как Минтруд России приказом от 20 января 2022 г. № 24н внес изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда, а также Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор). Они вступили в силу 21 февраля 2022 г. Благодаря поправкам в Классификаторе появилась сноска 4 к подпункту 1.4.1 «Освещенность рабочей поверхности». В ней перечислены случаи, когда освещенность идентифицируется как вредный фактор. Все это дает возможность экспертам оценочной организации не выявлять ее как вредный фактор по результатам проведенной идентификации.

Проводя спецоценку, комиссия должна предоставить эксперту оценочной организации результаты предыдущей аттестации рабочих мест. Эксперт, анализируя их, может обнаружить вредные условия труда. Значит, на конкретном рабочем месте присутствуют вредные факторы, которые отображаются в перечне рабочих мест. Впоследствии необходимо провести измерения данных факторов, и в такой ситуации декларацию подать не получится.

Декларация соответствия условий труда теперь подается и по — допустимым — рабочим местам

Законом о спецоценке и раньше было установлено, что, если в период действия указанной декларации произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) или у работника выявлено профзаболевание, причиной которых явились вредные и (или) опасные производственные факторы, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая спецоценка. Теперь это будет происходить также, если трудинспекция выявила нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

В настоящее время в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодатель подает в трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Поправками установлено, что это касается также и тех рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми. Исключение составляют рабочие места, перечисленные в части 6 статьи 10 закона о спецоценке («вредные» рабочие места, на которых не проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов). Нововведение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Специальная оценка условий труда

По результатам аттестации рабочих мест на одном рабочем месте определены вредные условия труда по освещенности. Следовательно, эксперт оценочной организации должен учесть вредный фактор и отразить его в отчете по результатам идентификации факторов производственной среды, который предоставляется комиссии работодателя по спецоценке (ст. 10 Закона № 426-ФЗ), а затем включить его в перечень рабочих мест. В этой ситуации декларирование исключается.

Почему успешное декларирование рабочих мест поставлено под сомнение? Причина – в предложенном подходе к выявлению и оценке вредных факторов. Например, освещенность рабочей поверхности является производственным фактором, присущим абсолютно всем рабочим местам и требующим обязательных измерений. Этот факт делал невозможным попадание рабочих мест под декларацию. Основанием для такого вывода служил пункт 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ. Он гласит: если вредный фактор выявлен, то у работодателя нет права декларировать данное рабочее место. Таким образом, ожидаемое всеми послабление в оценке даже офисных рабочих мест не произошло.

О декларировании соответствия условий труда

Идентификация ВОПФ состоит из 4-х этапов:
1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса и их источников;
2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте ВОПФ с факторами, предусмотренными классификатором;
3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений ВОПФ;
4) оформление результатов идентификации.

В отношении рабочих мест необходимо указать наименование должности, профессии или специальности, индивидуальный номер рабочего места, численность занятых работников в отношении каждого рабочего места.
Наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте, а также численность занятых на нем работников указывается согласно Карте СОУТ данного рабочего места.
При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников, а также учет рабочих мест осуществляется работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась СОУТ.