Коми Пермяки Какие Льготы

За пределами Коми-Пермяцкого национального округа живут компактно две группы коми-пермяков — это язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие свое название по месту расселения. Так, язьвинские коми-пермяки живут в бассейне р. Язьвы (приток Вишеры), впадающей в Каму. Язьвинских коми-пермяков насчитывается около 4 тыс. человек. Зюздинские коми-пермяки живут в основном в б. Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской обл., граничащем с Коми-Пермяцким национальным округом. Селения зюздинцев расположены почти в самых верховьях Камы. Численность зюздинских коми-пермяков свыше 7 тыс. человек.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Коми или зыряне, как их называли в древности, проживали на северо-востоке России. Мужчины занимались земледелием, рыбалкой, охотой, животноводством, лесным хозяйством. Женщины занимались изготовлением одежды. Девочки с детства учились ткать полотно из доморощенного льна и конопли, прясть овечью шерсть, вязать из нее одежду и катать валенки, шить верхнюю одежду и обувь.

Национальный костюм Коми

Иньвенские или южные коми-пермяки в основном расселены в бассейне правых притоков Камы рек Иньвы и Нердвы и являются самой крупной по численности этнографической группой. На сегодняшний день в двух районах их традиционного расселения Кудымкарском и Юсьвинском проживает две трети всех коми-пермяков Коми-Пермяцкого округа.

Коми Пермяки Какие Льготы

Аппликация как способ декорирования в работах исследователей, описывающих одежду коми-пермяков, не выделяется. Исключением является цветной альбом-каталог «Коми-пермяцкий национальный костюм», изданный в 2006 году, авторы-составители которого во вступительной статье упоминают аппликацию как способ украшения женских рубах [9, с. 6].

Традиционное декорирование одежды коми-пермяками: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности — История

Язьвинские коми-пермяки проживают в долине р. Язьвы и представляют собой довольно изолированный анклав, который испытывал длительное этнокультурное влияние окрестного русского населения. Район Язьвы расположен значительно восточнее основного этнического массива коми-пермяков, на севере Пермской области (в Красновишерском районе). Формирование этой группы началось в ХVII в. путем переселения коми-пермяков из под Чердыни. Окончательно она сложилась в конце ХVIII — начале ХIХ вв. Именно в это время произошли серьезные конфессиональные изменения: язьвинцы приняли старообрядчество, чем существенно стали отличаться от других групп коми-пермяков, которые в массе своей были православными. Язьвинское наречие существенно отличается от других коми-пермяцких диалектов и считается переходным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. В культурном и хозяйственном плане язьвинцы мало отличаются от окрестного русского населения. Это обстоятельство, а также длительные контакты с русскими привели к тому, что процессы аккультурации и ассимиляции среди язьвинцев очень интенсивны. Уже к 1950 г. под русским влиянием этнографическая группа расслоилась как бы на четыре подгруппы, которые отличались уровнем знания языка и языкавым поведением. Правда, наиболее многочисленной подгруппой, которая охватывала 64% населения Верхнеязьвинского куста, была группа с коми-язьвинским языком в семье (Лыткин, Попов 1950).Численность группы по переписи 1897 г. составила 2,2 тыс., по переписи 1926 г. — 3,2 тыс. человек. Однако, во время переписи 1926 г. язьвинцев в последний раз записывали в переписных листах как коми-пермяков. Все последующие переписи фиксировали язьвинских коми-пермяков как русских, и поэтому определить нынешнюю численность группы довольно сложно. Некоторые исследователи считают, что к 1960 г. численность язьвинцев составляла примерно 4 тыс. человек, а ныне сократилась вдвое (Сморгунова 1992, С. 157-162). Процессы ассимиляции среди язьвинцев протекают ныне довольно интенсивно, и молодежь однозначно называет себя русскими, а люди старшего поколения сохраняют особое локальное этническое самосознание, заявляя, что они только пишутся русскими, но на самом деле ни русскими, ни коми-пермяками не являются, аназывают себя «пермяками» (Чагин 1993).

Это интересно:  Чернобыльцам Компенсация На Оздоровление

Этнографические группы Коми-Пермяков

Флаг и герб Республики Коми в их современном виде были приняты в 90-х годах прошлого века. Флаг представлен в виде прямоугольного полотна традиционных размеров, состоящего из трех равнозначных горизонтальных полос: синей (сверху), зеленой (посередине) и белой (снизу). Любопытно, что первоначально данный флаг был башкирским (еще с 1917 года). Однако парламент Республики Коми оказался более шустрым и сумел «застолбить» его раньше. В результате чего Республике Башкортостан пришлось утверждать для себя другой флаг.

Флаг и герб республики Коми: описание и семантика символики края

В рассказах коми-пермяков, услышанных В.П.Налимовым, проявлялось различное отношение к водяным духам. Встреча с кулем и кульпияном вызывала страх и приносит несчастье. Запечатлен случай, когда мужчина в с.Архангельском во время рыбной ловли поймал кульпияна, похожего на ребенка, и вскоре у него умерла жена[45]. О другом аналогичном случае, только более драматичном, рассказал еще одни житель с.Архангельского: "Моя жена родом из с.Егвы. Она в молодости, будучи еще девушкой, в обществе других женщин ловила саком рыбу в реке Велве. Она поймала щуку, у которой на голове были длинные белые волосы. Она догадалась, что это была не простая, обыкновенная щука. Женщины стали делать над щукой кресные знамена. На берегу, на песке нарисовали крест. Из воды слышно было много голосов. Все они спрашивали одно и тоже: "Зачем попалась в сак?" Пойманная щука ответила: "Не заметила". Это были кульпияны. Кульпияны не могли выйти на берег из воды и защитить своего несчастного товарища. Им мешал нарисованный на берегу крест. Кульпияны молили женщин отпустить обратно в воду своего несчастного товарища. Они обещали им много добра. Женщины и слышать не хотели. На мой вопрос (В.П.Налимова. — Г.Ч.): "Куда же делся пойманный кульпиян?" — старик не мог ответить"[46].

Это интересно:  Возобновление электроснабжения

Коми Пермяки Какие Льготы

Великая культура коми-пермяцкого народа складывалась постепенно. Она богата своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность. Музыкальная культура коми-пермяков — сложный мир смыслов и звучаний обладающий художественной ценностью. Для реализации эстетического воспитания необходим опыт общения с прекрасным — это приобщение детей к музыкальному творчеству родного края. Введение в музыкальную культуру края ( песни, танцы, игры под музыку) способно увлечь детей, развить их певческие умения, ритмические движения, музыкальное мышление, расширить кругозор, дать представления о коми-пермяцкой песне, танце, формировать любовь к родному краю. Необходимо приобщать к музыке с самого раннего возраста, так как коми-пермяцкие народные песни ценны в содержательном плане, они несут богатую информацию об историческом прошлом, эстетических идеалах, психологии коми-пермяков, дают представление о мировосприятии народа.

Информационный практико – ориентированный проект «Музыкальное творчество коми – пермяков » для детей 3-7лет

[Закрыть] , в возможности самих охотников применять магические средства. Во время промысла, по народным поверьям, на охотника могут воздействовать лесные духи или некая аморфная лесная сила. Практическим выражением народных верований явилось бережное отношение к добытым животным и дичи, запрет на брань, свист в лесу и т. п., появление своеобразной охотничьей лексики, заменяющей табуированные во время промысла слова.

Текст книги — Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков — Татьяна Голева

Фольклор – народное поэтическое творчество. Это легенды, сказки, песни, пословицы, загадки, которые появились очень давно, когда еще не было письменности. Они передавались из уст в уста. Бабушки рассказывали и пели их своим внукам, а те – своим. Миновали столетия. Ученые собрали произведения устного народного творчества, писатели их обработали.

Занятие кружка История родного края Фольклор коми-пермяцкого народа (4 класс)

«Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздернутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом»

Куклы в народных костюмах №72 Кукла в девичьем костюме Коми

Она основывается на требованиях, изложенных в Законе РФ № 273-ФЗ 2012года «Об образовании в Российской Федерации» в приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», в «Национальной доктрине образования» (2000), « Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), региональную программу для детей дошкольного возраста «Отчий дом» («Чужанiн»),(2007).

Это интересно:  Льготы на телефон для ветеранов труда в рязани

Коми Пермяки Какие Льготы

Дело в том, что Коми-Пермяцкий автономный округ рискует лишиться одного депутата-одномандатника. Краевой избирком, осуществляя «перенарезку», руководствуется действующим законодательством и методическими рекомендациями Центризбиркома: в основе разделения территории региона на округа лежит численность проживающих избирателей. Коми-округ и ранее мог получить только одного депутата-одномандатника. Однако эта территория была отдельным субъектом РФ (хоть формально и находилась в составе Пермской области), поэтому при вхождении в Пермский край в 2005 году она получила особый статус. Привилегия была закреплена в уставе нового региона. В связи с этим на переходный период (первые 10 лет) Коми-округ получил не одного депутата в Заксобрании, а двух. Теперь же, по логике, эту норму должны изменить, поскольку на территории проживают немногим более ста тысяч человек.

Коми-пермякам «отрежут» лишний мандат

Несмотря на успехи в накоплении, первоначальной систематизации сведений о традиционных способах погребения и поминовения умерших в изучении погребально-поминальной обрядности коми-пермяков остаются существенные пробелы. В первую очередь, они касаются мировоззренческих основ погребально-поминальных ритуалов. Так не зафиксированы и не рассмотрены характерные для родственных коми-зырян и удмуртов представления о дуализме души (лов/орт); недостаточно внимания было уделено сбору текстов причитаний, духовных стихов и фольклорных текстов о душе, смерти и загробном мире. Не обращено внимание на сосуществование в ритуальной практике обрядов « сорока дней » и « шести недель ». Нерассмотренными оказались особенности похорон и поминовения колдунов, « заложных » покойников ; использование в магической практике предметов, соприкасавшихся с покойником ; обряды « соумирания » супругов; символика обрядовой пищи, организация поминального стола и застолья, включение дней поминовения в цикл календарной обрядности. Практически отсутствуют материалы по локальным группам, что позволило бы выделить различия и особенности погребально-поминального обряда у коми-пермяков в целом.

Традиционный погребально-поминальный обряд коми-пермяков тема диссертации и автореферата по ВАК, кандидат исторических наук Чугаева, Светлана Валентиновна

Обычаи Масленицы свидетельствуют о существовании особого мифологического персонажа этого времени. Представления о нем выражаются в традиции ряженья и изготовления чучела, они известны в некоторых локальных традициях коми-пермяков. Масленичную антропоморфную фигуру называют чучелом, масленицей, обороникой, бабошорикой (ПМ, см. также: [Климов, 2005: 116]). Для ее изготовления использовали солому, банные веники, бересту, старую одежду. Судя по используемым атрибутам одежды (старые дубасы, сарафаны), чаще чучело имело женский облик. Иногда на празднике присутствовало сразу два чучела – в виде бабы и мужика: «Запрягут лошадь да кошёвку, с одной стороны старик, с другой – старуха» (ПМ: Кос., Коса, 112). В конце Масленицы чучело уничтожали: сжигали, выбрасывали в лог, в последний день его мог заменить ряженый (ПМ: Куд., Новоселова, 189).

Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков (Т