Порядок выкупа земельного участка для муниципальных нужд

Как дела? С вами снова я Маша Б., рассказываю и показываю свой опыт и знания в юридической сфере, мой опыт больше 16 лет, поэтому смогу быстро Вам помочь и сейчас рассмотрим — Порядок выкупа земельного участка для муниципальных нужд. Конечно, по какой-то причине в Вашем городе может не быть профессионалов юристов, нотариусов, адвокатов, тогда можете написать свой вопрос, и по мере обработки смогу ответить всем. А лучше всего будет для Вас спросить в комментариях у постоянных посетителей, которые, возможно,уже раньше успешно решили данный вопрос и скорее всего смогут помочь и Вам.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент Вашего прочтения, законы очень быстро обновляются, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в социальных сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Именно поэтому Земельный кодекс РФ закрепляет за государственными органами власти возможность осуществить принудительное изъятие земельного надела у собственника. Но при этом основания для принятия судом подобного решения должны быть хорошо аргументированы.

Что же собой представляет понятие «изъятие земельного участка»? Это закрепленный законодательством процесс принудительного изъятия надела посредством выкупа для государственных или же муниципальных нужд, который подразделяется на 4 конкретные стадии:

Понятие изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Осуществляется подобное изъятие по решению судебного органа, которое принимается после предварительного согласования и перечисления выкупной стоимости участка. После ограничения в обороте изъятые территории наделяются особым правовым статусом, согласно ст. 27 ЗК РФ.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Как принимается решение об изъятии

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Размер компенсации

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

ВНИМАНИЕ : адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельных участков стало не редкость в наше время. Если Вам пришло уведомление о том, что Ваш земельный участок собирается изъять государство, то знайте, это не всегда происходит на законных основаниях. И такое решение муниципалитета можно оспорить.

Основания для изъятия земельного участка

  • рыночная стоимость самого участка;
  • стоимость недвижимости, расположенной на данном участке;
  • размер упущенной выгоды, т.е. убытков, которые возникли у собственника в связи с невозможностью исполнить перед третьими лицами ранее принятые на себя обязательства.

Кто имеет право претендовать на получение земельных участков в собственность? Процессы передачи арендуемых площадей в собственность временных пользователей регламентированы статьями 39.9, 39.18 и 39.20 Земельного кодекса РФ, а также нормативно-правовыми документами различных уровней.

Порядок выкупа земельных участков из аренды в собственность

При аренде земельных участков для строительства домов необходимо постараться возвести их за 3 года от момента передачи и оформить в личное владение, хотя бы в качестве объектов незавершенного строительства. Для того чтобы выкупить земельные участки без выставления их на аукционы по определённой стоимости, необходимо следующее:

Какая документация необходима для выкупа земельных участков

Данная процедура потребуется, если земельные участки ещё не учтены в Государственном кадастре недвижимости и нет кадастровой документации на них. Выяснить это возможно при помощи справок из органов Росреестра или проверки сведений на сайте службы. Учёт выполняется после представления гражданских паспортов заявителей, межевых планов и квитанций об уплате госпошлин.

Это интересно:  Льготы на квартиру многодетной матери владивосток

В связи с этим государственные органы должны помнить о том, что несоблюдение порядка, предусмотренного законом, чревато не только отказом суда в передаче прав на участок, но и в наложении обязательства по компенсации всех убытков, понесенных бывшим собственником.

Для муниципальных нужд

Смена собственника на земельный участок отображается в реестре в обязательном порядке — если участок не числится в Реестре на протяжении обусловленного законом периода он может быть признан бесхозным, и перейдет в муниципальное владение.

Общие моменты

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

При этом, исходя из положений ч. 4 ст. 32 Кодекса, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В связи с этим сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Следует сказать, что в соответствии с подпунктом «в» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (ст. ст. 49, 55 ЗК РФ, п. 1 ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10–11 ст. 32 Кодекса),возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в случае признания многоквартирного дома подлежащим сносу и реконструкции

В соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 32 Кодекса собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с ч. 3 ст. 32 Кодекса государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

При несогласии сторон с решением комиссии, они могут предъявить свои возражения и замечания в двухнедельный срок со дня объявления решения. Если указанные возражения будут признаны комиссией уважительными, производится переоценка, в противном случае утверждаются результаты первоначальной оценки. Однако право представления возражений предоставляется владельцу недвижимости только один раз. Результаты переоценки являются окончательными и передаются вышестоящему органу с указанием причин проведения переоценки.

Это интересно:  Удержание 5% У Инвалидов Приставы

По окончании производства оценки, в соответствии со ст.ст.586, 587, 588 Свода Законов, дело передается для последующего рассмотрения и утверждения в то Министерство или Главное управление, которое назначило оценку. Необходимо учитывать, что, если для выдачи вознаграждения требуется испрошение особого кредита, либо владелец или предприниматель заявили возражения против оценки комиссии, дело поступает в Особое в Государственном Совете Присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, а затем на окончательное Высочайшее утверждение.

Дореволюционное законодательство определяло порядок выплаты вознаграждения за отчуждаемое имущество для публичных нужд (ст.589). После принятия решения, из сумм, предназначенных на работы или предприятие, выдаются немедленно владельцу деньги, определенные ему за имущество, а также проценты на них, по шести на сто в год, со дня занятия имущества по день уплаты, а имущество поступает в ведомство того начальства, по представлению коего оно приобретено. Если вознаграждение не может быть выдано немедленно или полностью вследствие спора о праве на получение вознаграждения или о его размере, а также вследствие лежащих на имуществах запрещений или по другим законным причинам, то спорная часть вознаграждения вносится через Губернское Правление в местное Казначейство правительственными или правительством гарантированными процентными бумагами для хранения последних впредь до решения вопроса о том, кому данная часть должна быть выдана. Вознаграждение за имущество, состоящее в пожизненном владении, также вносится в местное Казначейство, причем доход с процентных бумаг выдается пожизненному владельцу, а капитальная сумма передается собственнику имения по прекращении прав пожизненного владения. Вознаграждение за участки, отчуждаемые из состава заповедного или майоратного имения, обращается в неприкосновенный капитал имения или присоединяется к сему капиталу.

Следует отметить, что дореволюционное законодательство конкретно не устанавливает, кто должен выплачивать указанное вознаграждение. По мнению М.В. Венецианова, обязанность уплатить вознаграждение лежит именно на предпринимателе*. Кроме того, независимо от уплаты определенного оценкой вознаграждения, предприниматель обязан устроить и содержать за свой счет в указанных местах мосты, дороги, плотины, переезды, водостоки и тому подобные сооружения, возведение которых представляется необходимым для устранения убытков и неудобств, могущих произойти от осуществления предприятия, для которого производится отчуждение.
______________
* Венецианов М.В. Экспроприация с точки зрения гражданского права. — Казань: Типография Императорского Университета, 1891. — С. 75.

Предисловие

При этом целью проведения землеустройства, как справедливо отмечают Е.Г. Литвак и В.А. Харченко «является обеспечение рационального использования земель и их охраны, которое выражается в установлении границ объектов землеустройства, определении процедуры предоставления и изъятия земельных участков, определению мер по созданию благоприятной окружающей среды»*.
_____________
* Литвак Е.Г., Харченко В.А. Анализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию: Анализ регулирования и практики осуществления землеустройства и кадастрового учета земельных участков, резервирования земель и земельных участков для государственных и муниципальных нужд. — М. 2005. С. 15.

Обязательность проведения землеустройства при изъятии земельного участка предусматривалась ст.3 ФЗ «О землеустройстве» до внесения в него изменений ФЗ от 13 мая 2008 N 66-ФЗ. Полагаем, что при изъятии земельного участка может возникнуть необходимость проведения землеустройства, если произошло изменение границ земельного участка. Данный вывод не противоречит ст.3 ФЗ N 78-ФЗ.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (п.1 ст.69 ЗК РФ). Кроме того, в качестве оснований проведения землеустройства ст.4 ФЗ «О землеустройстве» предусматривает решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, договоры о проведении землеустройства, а также судебные решения.

Это интересно:  Льготы междугородные перевозки

Земельный кодекс определяет, что порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.7 ст.69 ЗК РФ). В тоже время, ФЗ «О землеустройстве», который, по сути, и должен регламентировать порядок землеустройства, содержит в основном нормы декларативного характера и, в свою очередь, устанавливает, что порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, а также порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время проведение землеустройства практически не урегулировано федеральными законами. При этом, как справедливо отмечает В.В. Устюкова*, нет необходимости доказывать важность надлежащего правового регулирования отношений по проведению землеустройства, так как это одна из тех проблем, с которыми постоянно приходится сталкиваться собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.
_____________
* Устюкова В.В. Некоторые вопросы проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения (по проекту Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства») // Российская юстиция. 2006. N 7.

1.1. Понятие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Какого-либо обременения на названных земельных участках, предметом которого является исковое заявление, судами не установлено.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что поскольку выбор земельного участка для размещения многоэтажного жилого дома в квартале, ограниченном улицами Затонская, Соколовая, им. Лермонтова М.Ю. утвержден органом местного самоуправления с учетом экологических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических и иных условий, обжалуемые постановления Администрации города Саратова не противоречат закону или иному нормативному акту и не нарушают прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство).

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства содержат отдельные статьи, посвященные составлению проекта территориального землеустройства в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд с последующим предоставлением участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка. Так, согласно п.11.2 указанных рекомендаций проект границ земельного участка с вариантами его размещения включает:

— пояснительную записку;

— проектный план;

— экспликацию земель, предполагаемых к изъятию;

— расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства;

— результаты оценки земель;

— сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного земельного участка;

— сведения о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

— протоколы предварительных согласований с правообладателями земельных участков.

Право на изъятие земли есть не только у органов власти. Им обладают также юридические лица в случае одобрения соответствующего ходатайства. Подать его могут компании, включённые в правительственный список (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

  • возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию надела
  • за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды земли, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ)

Основания для изъятия земельных участков

  • cобственники земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы ЗУ объединены в одну группу – правообладатели
  • определены:
    • основания для изъятия ЗУ
    • содержание положения:
      1. о процедуре принятия решения
      2. о заключении соглашения об изъятии
  • установлено, что за изымаемый земельный участок правообладателю полагается возмещение (статья 279 Гражданского кодекса РФ, статья 56.8 Земельного кодекса РФ)